Технологии строительства и деревообработки.

Проблемы долгосрочного кредитования строительства жилья

В условиях отсутствия у государства средств на жилищное строительство вопрос привлечения средств частных инвесторов приобретает особую остроту

Шацкий В. Проблемы долгосрочного кредитования строительства жилья // Будмайстер. 2001. №9. C.26

Капитальное строительство относится к ведущим областям материального производства, без которых невозможно осуществление структурных преобразований в экономике. Однако, вследствие снижения хозяйственной активности и неудовлетворительного финансового состояния большинства субъектов хозяйствования, уменьшения инвестиционных возможностей бюджетов всех уровней, отсутствия достаточных рыночных механизмов для привлечения средств из негосударственных источников финансирования объемы освоения капитальных вложений уменьшились по сравнению с 1991 годом в 5 раз.

За период 1991-2000 годы снизились также объемы ввода в эксплуатацию жилья в 2,5 раза. Еще больше снизились показатели ввода в эксплуатацию объектов жилья подрядными организациями - в 5,6 раза.

В 2000 году введено 5,5 млн.кв.м общей площади жилья, из которых лишь 1,6 млн.кв.м - подрядным способом, из них организациями, входящими в состав корпорации ?Укрбуд?, - лишь 365 тыс.кв.м. Для сравнения: в 1989 году организациями Министерства строительства Украины, право-преемницей которого стала корпорация, было введено в действие свыше 8 млн.кв,м общей площади жилья. Между тем, жилищное строительство является как раз тем локомотивом, который способен включить в работу тысячи предприятий, целые отрасли производства, работающие на строительство, обустройство и эксплуатацию жилья. А это рабочие места, значительные поступления в бюджет государства, развитие производственной сферы этих предприятий.

Социальный оттенок этого вопроса состоит в том, что около 3 млн. семей в Украине требуют решения жилищной проблемы. Учитывая то обстоятельство, что финансирование строительства жилья осуществляется в основном лишь за средства семей, а стоимость одного квадратного метра в среднем по Украине составляет 300-350 долларов США, для абсолютного большинства семей жилье стало просто недоступным. В такой ситуации решение жилищной проблемы усматривается во внедрении в Украине системы льготного долгосрочного кредитования строительства жилья для нуждающихся в нем семей.

Система эта не новая. Она десятки лет работает в развитых и развивающихся странах. Наши специалисты на основании расчетов пришли к выводу, что предоставляя семье кредит на 30 лет под 4 % годовых, деньги государству через прямые и непрямые налоги можно возвратить уже на третий год.

Предоставление безналичных эмиссионных кредитов практически не может влиять на уровень инфляции в государстве, так как. 1) деньги эти безналичные и перечисляются напрямую на счета строительных оргaнизаций, строящих жилье, а не выдаются на руки застройщикам;

2) кредиты семьям предоставляются в соответствии с очередностью постановки их на квартирный учет;

3) на эти деньги сразу же будет произведен реальный товар в виде строительных материалов, которые необходимы для строительства жилья, да и сама квартира - это тот же товар, и срок строительства ее небольшой, то есть создается соответствие между товаром и деньгами;

4) квартира или дом навсегда остается на территории Украины;

5) построенная квартира продолжает работать на государство на протяжении всего времени через коммунальные платежи.

Кроме того, на наш взгляд, очень важно на строительство жилья не привлекать импортные материалы, В Украине есть все необходимое, и нам не нужно стимулировать импортного товаропроизводителя. То есть, строительство жилья должно быть выгодно как для государства, строителей, производителей строительных материалов и предприятий, которые работают на обустройство жилья, коммунальных предприятий, так и для граждан.

В связи с этим внедрение в Украине системы льготного долгосрочного кредитования строительства жилья открыло бы перспективу миллионам нашим бесквартирных граждан. В этом отношении весьма показателен опыт соседней Беларуси, где в 2000 году в основном за счет льготных долгосрочных кредитов было введено в строй 3,5 млн.кв.м жилья (и это на 10 млн. населения!).

В условиях отсутствия у государства средств на жилищное строительство вопрос привлечения на такое строительство средств частных инвесторов приобретает особую остроту. Государство должно взять на себя ответственность за создание соответствующих условий для этого и, в первую очередь, заинтересовать инвесторов.

С этой целью Кабинетом Министров Украины выдано постановление № 568 от 27 апреля 1998 года ?О методологии определения цен и процедуры уменьшения налоговых обязательств плательщиков налога на прибыль предприятий на сумму стоимости материальных активов, которые инвестируются ими в строительство жилья для военнослужащих и членов их семей?, а постановлением Кабинета Министров Украины от 20 октября 2000 тдп № 1569 утверждены изменения и дополнения к вышеупомянутому постановлению. Тем не менее, несмотря на принимаемые меры, по привлечению к этой программе инвесторов, строительство жилья для военнослужащих ведется крайне неудовлетворительно, так как инвесторы неохотно берутся за это дело.

При непосредственном участии Госстроя Украины и строительных корпораций разработан ?Прошоз развития жилищного строительства на 2000-2004 год?, который утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 27 августа 2000 года № 1347, выполнение которого предоставило бы возможность увеличить объем жилищного строительства в 2 раза, достигнув в 2004 году отметки 11 млн.кв.метров. Однако, результаты работы показывают, что это постановление не действует - в 2000 году введено всего 80 процентов жилья к уровню 1999 года.

Мы, строители, с привлечением Кабинета Министров Украины, Минэкономики, депутатского корпуса должны добиваться, чтобы это постановление выполнялось на местах.

Необходимо также ускорить рассмотрение и принятие Верховной Радой:

? Жилищного кодекса Украины;



? Закона Украины ?Об ипотеке?;



? Закона Украины ?Об особенностях приватизации объектов незавершенного строительства?;

? Закона Украины ?О реконструкции и капитальном ремонте жилых домов?;

? Налогового кодекса Украины;



? Новой редакции Земельного кодекса Украины.




Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com