Технологии строительства и деревообработки.

"Война крыш" утихает

Широкая номенклатура материалов для сооружений с покатыми крышами

Малиновский Б. "Война крыш" утихает // Галицькі контракти . . 8 июля 2002 (№ 28) . С. 20-21

Для коттеджей и других сооружений с покатыми крышами рынок предлагает широкую номенклатуру материалов, практически не конкурирующих между собой.

Рынок материалов для кровель настолько динамичен, а количество ассортиментных позиций уже настолько велико, что, подавая соответствующую Тему № 1 в номере 25, ?Контракты? ввиду нехватки газетной площади вынуждены были ограничиться только материалами для плоских крыш. Однако рынок кровельных материалов для крыш покатых еще интереснее. Он все меньше зависит от моды, и каждый материал постепенно находит свою собственную нишу, в которой нет реальных конкурентов.

Поставщикам становится тесно в традиционном сегменте индивидуального жилищного строительства. Сейчас они прилагают усилия для выхода на рынок корпоративных клиентов, который до сих пор был ?вотчиной? рулонных материалов. И постепенно появляются офисные сооружения или заведения питания именно с покатыми крышами, покрытые металлочерепицей или битумной черепицей.







МЕТАЛЛОЧЕРЕПИЦА



Рынок насыщен, но открываются все новые заводы



В прошлом году в Украине, по оценкам специалистов, продано 3,5?4 млн кв. м металлочерепицы. По цене, напрямую зависящей от технологии производства, специалисты делят металлочерепицу на недорогую ($5,5?6 за кв. м), дорогую ($7,2?10,8 за кв. м) и элитную ($15,5?20 за кв. м).

Недорогая металлочерепица выпускается из оцинкованной стали ? отечественной и российской (в основном Новолипецкого меткомбината). Ее применяют все производители, имеющие отечественных инвесторов. Несмотря на достаточно узкий ассортимент профилей, покрытий и цветной гаммы, ?наши? ежегодно наращивают свою часть рынка, оцениваемую сейчас представителями иностранных компаний в 50?55%. По прогнозам, в течение ближайших нескольких лет будут появляться новые производители, а их часть рынка постепенно будет расти.

На сегодняшний день крупнейшими из отечественных производителей специалисты называют ?Альбатрос? и ?Арсенал?, оценивая их часть рынка под 20%. В целом количество отечественных фирм, занимающихся производством металлочерепицы, перевалило за десяток, и ежегодно возникают 2?3 новые, а закрепившиеся на рынке наращивают мощности. К примеру, ?Финпрофиль? недавно открыл под Киевом свой второй завод.

Ввиду общего роста рынка рассчитывают поднять объемы продаж и компании, поставляющие металлочерепицу из стали европейского производства: ?Раннила-Киев?, ?ТПК-Центр?, ?Центросталь-Домсталь?. Первые две компании уже развернули производство в Украине. В перспективе к ним присоединится и ?Центросталь-Домсталь?, которая пока что выступает только импортером.

Элитная металлочерепица представлена в Украине фирмами Metrobond, Gerard и Terra. Элитность представляет собой специальное покрытие из алюминиево-цинкового сплава с нанесением измельченного натурального камня, что продлевает срок службы с 15?20 до 30?50 лет. Кроме того, ?элита? выпускается не листами, а полосами, что позволяет минимизировать отходы.

На текущий сезон менеджер по маркетингу ЗАО ?Раннила-Киев? Павел Ваценко прогнозирует рост объемов рынка еще на 20%, а другие специалисты ? до 50%. Поставщики предполагают достичь этого благодаря корпоративным клиентам. Покатые крыши открывают простор для архитектурных фантазий, что импонирует застройщикам офисных сооружений, ресторанов, кафе. А если они останавливают свой выбор на покатых крышах, строители обычно рекомендуют заказчику тот материал, с которым лучше всего умеют работать, в наших условиях ? металлочерепицу.

Чтобы полнее удовлетворять потребности строителей, поставщики металлочерепицы увеличивают скидки за большие объемы, а лидеры рынка приближают к ним производство. Так, ?Раннила-Киев? в прошлом году открыла второй в Украине завод в Днепропетровске, еще крупнее киевского. С корпоративными клиентами производители металлочерепицы работают под заказ, и срок его выполнения имеет для строителей во время аврала первоочередное значение. Открывая производство в Украине или регионе, иностранная компания сокращает этот срок с 14 до пяти и даже трех дней.

Среди индивидуальных застройщиков также сохраняется устойчивый спрос на металлочерепицу. А сейчас, когда этот материал утрачивает имидж элитности, покупатели стараются найти что-то особое. ?Если раньше застройщиков удовлетворяла металлочерепица стандартного профиля с полиэстеровым покрытием, сейчас растет спрос на листы с покрытием из матового полиэстера и полиуретана (PURAL) и с оригинальным профилем?, ? говорит Павел Ваценко. ? Более популярными становятся нетрадиционные цвета ? серый, зеленый, синий?.



Тенденции




Если раньше металлочерепица использовалась преимущественно для котеджного строительства, то теперь спрос на нее растет (в этом сезоне на 20?50%) в основном благодаря корпоративным клиентам

Ввиду массовости аудитории с низкой платежеспособностью спрос на дешевый еврошифер-ондулин должен возрасти в полтора раза

Новичок ? ?Технониколь? обещает отнять лидерство у западных производителей битумной черепицы

Емкость рынка цементно-песчаной черепицы с каждым годом удваивается

Продажи керамической черепицы в этом году должны возрасти на 10?15%

Бюджетные организации и индивидуальные застройщики обеспечивают рост спроса даже на неэкологический асбоцементный шифер



ЕВРОШИФЕР



Вытесняет классический шифер на селе



Полвека назад во Франции запатентован битумно-полимерный материал на целлюлозной основе под названием Onduline, который у нас, как правило, называют ?еврошифер?.

Волнистые листы Onduline стандартным размером 2х0,95 м внешне действительно напоминали шифер, но, в отличие от последнего, не содержали вредного для здоровья асбеста и легко поддавались окраске. Благодаря невысокой цене ($4,25?4,35 за кв. м) они на европейском рынке заменили шифер после запрещения последнего.

Производством такого материала вслед за фирмой, основанной его изобретателем, впоследствии занялись в Швейцарии (торговая марка Guttanit), Бельгии (Aqualine), Германии (Bituwell), а в США по лицензии Onduline начали изготавливать материал Ondura. В настоящее время на украинском рынке представлены все фирмы-производители. Львиная доля до сих пор принадлежит Onduline, которая остается лидером по его производству в мире. Остальные еще два года назад занимали примерно равные части рынка. Сегодня, по данным представительства Onduline, укрепились позиции Guttanit, тогда как Aqualine и Bituwell продаются вяло.

В последнее время на украинском рынке начала формироваться потребительская группа этого материала ? индивидуальные застройщики с достатком средним и ниже среднего. Ввиду массовости этой аудитории продавцы делают ставку на нее и в этом сезоне, рассчитывая на полуторакратный рост рынка, главным образом за счет аграрных регионов ? Западная Украина, Подолье, Киевщина. В последние год-два материал начали использовать для замены шиферных кровель на ?хрущевках? и животноводческих фермах.


ЧЕРЕПИЦА



Обеспеченный клиент хочет натурального



По оценкам фирмы ?Braas-Украина?, сейчас в Украине только каждая тысячная крыша покрыта керамической черепицей ? главным образом архитектурные памятники. Действительно, если отечественная керамическая черепица стоит 40?45 грн за кв. м, а импортная ? $12?27, то она не по карману многим покупателям металлочерепицы, а ?еврошифера? тем более. Впрочем, после поголовного увлечения металлочерепицей, а впоследствии и другими новейшими материалами средней ценовой группы, обеспеченный клиент возвращается к керамической черепице. Поэтому торговцы ожидают, что рынок в этом году возрастет на 10?15%.

Активизация спроса касается только импортной черепицы, среди которой на украинском рынке больше всего представлены Ruppkeramik, Creaton (Германия), Jamina, Vicor (Венгрия), Tondach (Чехия). Наиболее популярная ? продукция наших западных соседей, которая стоит $12?15 за кв. м, тогда как немецкая ? $16?29. По словам строителей, отечественные черепичные заводы за годы плановой экономики настолько запустили качество, что материал, который должен служить 100 лет, через 2?3 года начинает сыпаться. Покупать такую черепицу по $7,5?8 за кв. м никто не станет ? у кого есть такие деньги, тот скорее купит качественную металлочерепицу или битумную черепицу. Устарел и ассортимент продукции.

Популярнейшие формы черепицы, по данным торговцев, ? ?двойная S?, ?франкфуртская?, ?старонемецкая?, тогда как ассортимент отечественных заводов ограничивается полукруглым ?бобровым хвостом?. Поэтому несмотря на богатые залежи глины и дешевизну продукции отечественная черепичная промышленность едва прозябает, а низкий спрос, вызванный неплатежеспособностью, останавливает желающих проинвестировать какое-то мини-производство.



ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНАЯ ЧЕРЕПИЦА



Цветная и доступная для покупателя среднего достатка

Еще во времена Австро-Венгрии на Западной Украине выпускали черепицу из цементного раствора. В конце 90-х этот почти забытый в Украине материал опять вывела на наш рынок немецкая Braas. Напоминая по форме классическую черепицу, материал в 1,5?2 раза дешевле (EUR 8,1?17,6 за кв. м) и поэтому доступен для покупателей среднего достатка. В результате уже сейчас ее продается почти в четыре раза больше, чем черепицы классической. Замкнутый производственный цикл стал еще одним преимуществом, и сейчас ?Braas-Украина? занимает половину украинского рынка цементно-песчаной черепицы.

Другую половину делят между собой польская IBF, австрийская Bramac и еще ряд иностранных фирм. Также в Украине существует по меньшей мере три мини-производства. Благодаря низкой цене и эстетичности (черепица может быть разноцветной и позволяет выкладывать на крыше узоры) материал быстро приобретает популярность в Украине. По данным ?Braas-Украина?, за время деятельности фирмы объемы рынка каждый год удваиваются. Больше всего покупателей этого материала в регионе традиционных черепичных крыш ? на Западной Украине, а также под Киевом. В этом сезоне у ?Braas-Украина? появились клиенты из восточных областей. В этой ситуации Lafarge рассматривает вариант развертывания производства на базе Николаевского цементного завода на Львовщине, которое может заработать уже в следующем году.



БИТУМНАЯ ЧЕРЕПИЦА



Новички готовятся устроить переворот рынка



Несколько лет назад украинский рынок познакомился с битумной черепицей ? СБС-модифицированным битумным материалом на основе стеклополотна с цветной минеральной посыпкой. По своей форме (полукруглая, шестиугольная, прямоугольная) листы напоминают черепицу, но по ассортименту цветов и оттенков материал превосходит металлочерепицу.

За это время его положительно оценили архитекторы, проектировавшие загородные коттеджи. Оттенки битумной черепицы прекрасно гармонировали с цветами травы или воды в бассейне, а сам материал хорошо облегал крыши коттеджей, построенных в новоукраинском стиле с башнями и другими наворотами, давая всего около 1% отходов там, где металлочерепицы ушло бы в отходы 30%. Поэтому в прошлом году в Украине использовали 250?300 тыс. кв. м битумной черепицы. Появились первые отечественные производители ? Славутский рубероидный завод и ?Крембит?. Учитывая ожидаемый троекратный рост рынка в нынешнем сезоне, многие производители еврорубероида задумываются, не заняться ли и себе производством битумной черепицы. В таком случае вскоре на рынке может развернуться острая ценовая конкуренция и снова появиться немало низкокачественной продукции.

Но пока Андрей Примаченко, генеральный директор фирмы ?Диана?, представляющей финскую битумную черепицу Katepal, оценивает ее часть рынка в 60%. Дорогому (около $9 за кв. м) финскому материалу составляют конкуренцию в Украине итальянская Tegola, лидер европейского рынка ($7,1?10,8 за кв. м), ІКО (около $7,3 за кв. м) и Icopal (польский филиал с торговой маркой ?Гонти орла? ? $6 за кв. м). Недавно на украинский рынок попытался выйти еще один финский производитель ? Pikkipoika. Но уже в нынешнем сезоне на второе место на рынке претендует новичок ? ?Технониколь?. Россияне в конце прошлого года купили завод Gargzdu Mida в Литве и теперь собираются выйти на рынок СНГ с недорогой ($6?7,2 за кв. м) черепицей, где будет применен высококачественный битум. ?Технониколь? предложит потребителю не только битумную черепицу, но и карнизные элементы, слой подкладки. Дизайн будет напоминать финский. Представители ?Технониколь? рассчитывают за счет невысоких цен и широкого ассортимента устроить на рынке СНГ настоящий переворот ? отобрать лидерство у западных производителей.

С другой стороны, с финнами конкурирует элитная битумная черепица, покрытая медными пластинами. Во всем мире ее выпускают только две фирмы ? Tegola и Icopal. Первая уже продает свою продукцию в Украине по $27?38 за кв. м.



АЗБОЦЕМЕНТНЫЙ ШИФЕР



У ó


Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com