Технологии строительства и деревообработки.

Взгляд на кровлю

О рынке кровельных материалов в Украине

Марьина И. Взгляд на кровлю // Строительство и реконструкция . . 8 ноября 2002 (№ 11) . С. 19


Рынок кровельных материалов в Украине - один из наиболее динамично развивающихся. По оценкам некоторых специалистов, в 2001 году было реализовано различных кровельных материалов почти на $300 млн. (в оптовых ценах). На протяжении трех последних лет продавцы отмечают ежегодный прирост объемов продаж примерно на 20%. При этом увеличилось количество компаний-производителей. Как результат ? рост продаж отечественного товара (большинство которого производится пока еще из импортного сырья и по зарубежным технологиям). Говорить в целом о рынке кровельных материалов сложно, так как на нем представлены различные типы покрытий и для различных целей. К тому же в последнее время специалисты делят рынок на ?старые? и ?новые? материалы. Только за последние 5 лет в Украине не просто появились кровельные материалы, не ведомые здесь доселе, но и налажено их производство в нашей стране.



Готовых кровельных материалов ввозится в Украину все меньше. Сегодня импорт составляет не более 10% общего объема рынка, хотя еще почти четыре года назад он обеспечивал продавцам 30-35% выручки. Многие бизнесмены говорят о том, что мы повторяем опыт Польши. И сегодня отечественный рынок кровельных материалов в 7-8 раз меньше польского, но по прогнозам, в ближайшие 5-6 лет рынок возрастет примерно в 6 раз.

Разделяя рынок на плоские и скатные кровли, специалисты подчеркивают, что на долю скатных кровель приходится более 20% объема рынка (в денежном выражении) и около 80% ? на плоские. Известно, что для оборудования скатной и плоской кровли применяются различные материалы, которые на украинском рынке пользуется различным уровнем спроса.



Рубероид



По различным оценкам (достоверную информацию собрать довольно сложно), только отечественного рубероида, производством которого в Украине занимается более 10 предприятий, в прошлом году было продано не более чем на $100 млн. (в оптовых ценах). Это один из наиболее дешевых ($0,5-0,7 за 1 м2) и часто используемых кровельных материалов. Правда, в последнее время на рынке появились новинки ? качественные рулонные материалы на битумной основе (так называемый, еврорубероид). Более дорогой (почти в полтора-два раза), но более качественный и современный материал нашел своего покупателя. Специалисты считают, что ?рубероидный? сегмент украинского рынка довольно тесный и новичкам тут пробиться сложно. Более свободными остаются ниши дорогостоящего элитного товара ($3-7 за 1 м2). Хотя за последние пару лет битумно-полимерные мембраны из Польши, Югославии, Италии, США и других стран все увереннее завоевывают потребителя. Например, если в 1998 году такого товара было реализовано около 2 млн. м2, то уже в 2000 ? более 3 млн. м2.



Еврошифер



Не менее интересен и рынок еврошифера. По различным оценкам, в прошлом году этого товара было продано более чем на $6 млн. (в оптовых ценах), или около 1,5 млн. м2. Рост продаж этого товара по сравнению с 1998-1999 годами увеличился почти в два раза. Специалисты объясняют такой прорыв снижением цен на еврошифер за эти годы почти на 25% (сегодня еврошифер реализуется по $3-4 за 1 м2). И это при том, что зарубежный шифер дороже отечественного в среднем в три-четыре раза. (Более подробно о ?шиферном? рынке читайте на стр. 20-21).



Металлочерепица



Один из наиболее активно развивающихся сегментов кровельного рынка Украины ? рынок металлочерепицы. Здесь не просто отмечается всплеск продаж и повышение спроса на этот товар, но и то, что многие компании, еще не так давно специализировавшиеся на импортной продукции, открыли собственное производство металлочерепицы и профнастила. В 2001 году продавцы металлочерепицы реализовали этого товара более чем на $18 млн. (в оптовых ценах), что составляет почти 60% объема продаж ?новых? кровельных материалов. Продавцы отмечают четкое разделение продукции на две ценовые категории (в зависимости от поставщика металла). Первая ? продукция из российского металла ($6 за 1 м2), вторая ? из металла европейских производителей (около $8 за 1 м2).

По мнению производителей, сегодня в Украине наблюдается ?скандинавская? тенденция в применении кровельных материалов (например, металлочерепица). Сейчас в Украине около 15 производителей металлочерепицы, они пока и формируют вкусы потребителей, хотя, по мнению некоторых торговцев, это не самый идеальный материал среди кровельной продукции.



Другие виды черепицы



На украинском рынке представлены и другие типы черепицы (классическая керамическая черепица, цементно-песчаная, битумная). Но эти материалы не столь популярны у отечественного потребителя. В прошлом году их было продано не более 1 млн. м2. Это товар дорогой, требующий высокого профессионализма при укладке, а керамическая черепица к тому же и тяжелая (цена 1 м2 керамической черепицы ? около $ 20, битумной ? колеблется от $6,5 до $11, а некоторые виды зарубежной керамической ?чешуйки? того дороже плюс дорогостоящая укладка этого материала ? около $20-25 за 1 м2).



Цены на скатные кровли



Особой популярностью в Украине пользуется шифер, а в последнее время и еврошифер, стоимостью от $3 до $4. Сгруппировав товар по ценовым группам, к наиболее дешевым кровельным материалам можно отнести битумную черепицу и металлочерепицу по цене ? от $5 до $8 за 1 м2. Сегментирование наблюдается внутри каждого отдельного вида кровельной продукции. Поэтому рассматривая цены, например, на металлочерепицу, не стоит забывать и об элитном товаре по цене от $15 до $18 за 1 м2.

К дорогой продукции для скатных кровель специалисты относят медную, цинковую, алюминиевую кровли, а также цементно-песчаную и керамическую черепицу стоимостью около $17 за 1 м2.



Цены на плоские кровли



Лидером среди кровельных материалов для плоских кровель остается рубероид, стоимость которого в среднем около $0,5. На втором месте по популярности ? еврорубероид по цене от $1,6 до $2. При этом в последнее время наблюдается тенденция образования на основе еврорубероида новых групп этого материала стоимостью от $1,6 до $2 за 1 м2 (в основном это российские или украинские производители). На третьем месте ? еврорубероид стоимостью от $2 до $2,5 за 1 м2 (в эту группу попадают некоторые итальянские материалы). Более дорогой материал стоит от $2,6 за 1 м2.

Все большей популярностью пользуются, еще не так давно малоизвестные в Украине новые типы мембран стоимостью от $8 до $9.



Прогнозируем



По мнению крупных операторов, в ближайшие годы, вряд ли на рынке появятся сильные торговцы или же производители кровельных материалов. Количество мелких импортеров уменьшится. Большинство дилеров и начинающих предпринимателей все чаще отдают предпочтение сотрудничеству с украинскими компаниями (будь то производители или же импортеры, предлагающие различный спектр кровельных материалов). Работать с зарубежным товаром становится сложнее, и этот груз не каждому по плечу. В Украине уже сложился круг стабильных сильных компаний, предоставляющих услуги по реализации кровельных материалов. К тому же отечественные производители тоже выходят на достойный уровень при производстве кровли и велика вероятность, что молодые торгующие компании потянутся именно к ним, а не к зарубежному производителю.



Кровли России



В России на ремонт кровель тратится примерно 57%, а на новое строительство 43% от совокупного объема потребления кровельных материалов. Потребление кровельных материалов определяется потребностью в них и платежеспособным спросом населения, предприятий, организаций, администраций федерального и регионального уровня. В прошлом году суммарный объем потребленных в РФ кровельных материалов для скатных крыш оценивается в 163,7 млн. м2. Из этого объема 76,5% составляет шифер и более 18% ? кровельное железо. Одним из наиболее емких сегментов рынка кровельных мате^ риалов является жилищное строительство. Су-шествующий в настоящее время жилой фонд? имеет по этажности следующую структуру: дома; этажностью 1-4 этажа ? 98,3%; пятиэтажные; дома ? 1,2%; шестиэтажные и выше ? 0,5%. Потребление кровельных материалов в жилом секторе в прошлом году может быть оценено в 105-110 млн. м2, что составляет примерно 65% от общего объема их потребления. ...;

В последние четыре года наблюдался рост:: по всем видам новых кровельных материалов, кроме мягких битумных плиток. В 2001 году по сравнению с 1998 г. рост составил: натуральной черепицы ? в 2,3 раза; металлочерепицы и металлопрофиля в 2,0 раза; волнистых листов ? в 2,2 раза; мягких битумных плиток ? в 0,63 раза. Кроме количественного и качественного роста сегмента новых кровельных материалов для скатных крыш, в последние годы наблюдается рост доли продукции отечественного производства.



ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ



Производители металлочерепицы отмечают, что ?сырьевая? проблема ? одна из наиболее острых. Как правило, сырье, из которого производят металлочерепицу, родом из Казахстана, России, Украины, более качественная продукция приходит в страну из Франции, Германии, Швеции. От качества этого сырья и зависит качество конечной продукции. По наблюдениям производителей, качественного отечественного сырья просто не существует. К сожалению, украинские производители, готовые работать исключительно на импортной сырье, не всегда могут позволить это по причине ограничения производства металла за рубежом (производства металла искусственно сдерживается, дабы не было его переизбытка в стране). Исключение составляют единичные компании, работающие на сырье своего главного предприятия. Некоторые производители утверждают, что ниша по производству отечественного сырья полностью свободна.

Пожалуй, не только ?кровельщики? сетуют на проблемы, связанные с налогообложением и высокой таможенной пошлиной на ввозимый в страну товар (5% ? на сырье, 10% ? на готовый товар). В результате, ввозить конечный продукт в Украину невыгодно, да и транспортные расходы обходятся недешево.


Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com