Технологии строительства и деревообработки.

"Концепция - это сложное, почти матерное слово"

Важные требования к концепции ресторана

Проценко К. "Концепция - это сложное, почти матерное слово" : [Беседа с художником Проценко К. / Записала Киреева Д.] // Бизнес . 2003. 24 ноября 2003. (№ 47) . C.110-112

Кирилл Проценко (36), художник, дизайнер интерьеров


Родился: в 1967 г.



Образование: 1997 г. ? Академия искусств Украины, отделение свободной графики. Член Союза художников Украины.

Персональные выставки и проекты:



1995 г. ? ?Падающая Звезда, социологическое исследование?, World Wide Art Gallery (г.Нью-Йорк, США); ?Обжигальщик?, Центр современных искусств ?Брама? (г.Киев); 1997 г. ? ?No comment?, в рамках выставки ?Фото... синтез?, галерея Союза художников Украины в Доме художника (г.Киев); ретроспективный показ фильмов ?Запах?, ?Да?, ?Juggernaut?, Центр современного искусства Spazio Umano (г.Милан, Италия);

1999 г. ? мультимедийный проект ?Радио Евразия? с DJ Derbastler (г.Париж, Франция); 2000 г. ? ?Первый памятник диджеям? совместно с Ильей Чичканом, Киевский международный фестиваль (г.Киев); 2001 г. ? ?Cuba,... por favor...Cuba,... por favor...?, галерея ?Ра? (г.Киев); 2002 г. ? ?Натюрморт ? на кухню! Пейзаж ? в спальню...? в рамках фестиваля ?Инициатива ?Проект-02?, галерея ?Ра? (г.Киев); 2003 г. ? музыкальный проект ?Музыка для космических дальнобойщиков?, лейбл Thermos Records.

1998 г. ? ресторан ?Хуторок?, плавучий ресторан ?Чайка? (закрыт); 1999 г. ? ресторан ?Эдельвейс? (закрыт; сейчас на его месте ресторан-пиццерия Walter?s); 2000 г. ? ресторан ?Бразилия? (закрыт; сейчас на его месте ресторан ?Мамбо?), кондитерская ?Маркиза Шоколадница?; 2002 г. ? ресторан ?Формула-клуб?; 2003 г. ? кафе ?Авалон?, кофейня ?Кофе-клуб?, японский фаст-фуд ?Якитория?.

Семейное положение: женат, имеет дочь.



Увлечения: космос.





? Что для вас концепция ресторана?



? Концепция ? это сложное, почти матерное слово. А если серьезно, то в большинстве случаев заказчики приходят ко мне с уже разработанной концепцией. Но возможна и обратная ситуация, когда люди, желающие открыть свой ресторан, не знают о будущем заведении ничего, даже направленности кухни и названия. В этом случае дизайнеру, конечно, намного труднее работать, но я не стал бы категорично утверждать, что этот вариант менее эффективен, чем вариант с изначально разработанной ресторатором концепцией. В моей практике бывали случаи, когда идея ресторана исходила от меня. Естественно, не бесплатно.



? А подробнее?



? Это был проект, к сожалению, так и оставшийся нереализованным, который назывался ?Строгий учитель?, ? ресторан с официантками-?школьницами? и изображением Зигмунда Фрейда на логотипе. Идея была моя, Татьяны Савадовой и Георгия Сенченко.



? Смело! Впрочем, если сравнивать ваши работы как художника и как дизайнера ресторанов, то последние намного более традиционны. В чем причина, не дали разгуляться?

? Мне совсем не кажется, что созданные мной интерьеры ресторанов традиционны и консервативны. В процессе общения с рестораторами я иногда выдаю на-гора ?ядовитые?, радикальные идеи, которые в большинстве случаев заказчика только настораживают. Хотя для меня такие ?провокации? настолько банальны... Но тем не менее приятно, когда эти идеи через какое-то время все равно всплывают на поверхность, трансформируются и наконец воплощаются в жизнь.



? Каковы основные характеристики оптимальной концепции ресторана?

? В качестве примера я всегда привожу один скандинавский ресторан, в котором реализована очень тонкая и красивая идея: все столовые приборы, мебель и т.п. там чуть больших, чем обычно, размеров. В результате имеем римейк на тему детства: посетители получают возможность вновь почувствовать себя, скажем, 12-летними. Отличная идея, реализовать которую можно буквально за копейки, а отдача от нее ? просто космических масштабов.



Нельзя увлекаться только эстетикой, забывая о практической стороне дела. Дизайн без реализации невозможен, идеи нужно уметь воплощать в жизнь.



Кроме того, хорошая концепция должна быть цельной. Я предпочитаю продумывать все детали, включая, например, одежду официантов. Не всегда, конечно, заказчики идут на это, что, естественно, их право, но все-таки я создаю цельный проект, все элементы которого взаимосвязаны. Когда-то я сказал своему юристу: ?Впиши в мой контракт пункт, согласно которому я получаю право определять форму бакенбардов персонала ресторана?. И он вписал! Другое дело, что этот пункт мы потом вычеркнули, и тем не менее...

Иногда прискорбно наблюдать за преображением хороших в общем-то проектов, после того как строительство завершено и дизайнер их ?покинул?. Интерьер ресторана ? это живой организм, малейшее изменение какой-либо детали может его убить. Поэтому нет ничего хуже, чем ?творческие натуры? среди рестораторов, которые после открытия ресторана начинают что-то менять, ? чаще всего получается неграмотно и некорректно.



? Мне всегда казалось, что самое важное требование к концепции ресторана ? ее реализуемость...

? Естественно. Нельзя увлекаться только эстетикой, забывая о практической стороне дела. Дизайн без реализации невозможен, идеи нужно уметь воплощать в жизнь. Концепцию нельзя понимать как полностью свободное пространство, где что хочешь, то и творишь. Есть объективная реальность, от нее и нужно отталкиваться.

Играет свою роль и культура производства: при том строительном буме, который мы сейчас наблюдаем в Украине, множество проектов ?накрываются медным тазом? из-за непрофессионализма людей, отвечающих за реализацию идей, т.е. строительных организаций и поставщиков. В нашей стране часто невозможно достать нужную плитку или какой-либо другой строительный материал. Отечественные поставщики просто не успевают за современными тенденциями, некоторые предложения неоправданно дороги, эксклюзивные материалы также очень сложно доставать.



? Концепция может дорабатываться в процессе строительных работ?

? Ни в коем случае! Проект должен быть полностью утвержден до начала реализации концепции ресторана. Для дизайнера эта стадия выражается прежде всего в авторском надзоре за процессом строительства. Есть вещи, которые дизайнер должен отслеживать постоянно. Прежде всего это правильное использование стройматериалов, соблюдение технологий и проектных решений. Стоимость авторского надзора существенно зависит от конкретного проекта: согласитесь, что контроль за строительством кофейни площадью 100 кв.м и 10-этажного здания ? это разные вещи, которые и оплачиваться должны по-разному.

Успех ресторанов, которые я делал, во многом определяется заслугами их владельцев, которые изначально знали, что они делают, и пришли ко мне с уже полностью разработанной концепцией.

Я имею в виду рестораны ?Козырной Карты? ? ?Хуторок? и ?Чайку?, заведения Фалька Небигера ? ?Эдельвейс? и ?Маркизу Шоколадницу?... Я очень доволен рестораном ?Бразилия?, мне нравится ?Якитория?, которая получилась не совсем похожей на московский оригинал. В этом случае было очень приятно, что заказчик пошел мне навстречу, предоставив возможность изменить то, что я счел нужным, при этом не выходя за рамки общего формата всей сети. В частности, было изменено цветовое решение ? в оригинале оно было немного менее ?японское?, чем я ожидал. Московская сторона осталась очень довольна киевским интерьерным решением. ?Якитория? мне вообще нравится своей демократичностью, что отразилось не только в ценовой политике, но и в дизайне ? он остался эстетским, но вместе с тем приблизился к среднему классу.



? Если не считать ваших собственных проектов, какие киевские рестораны вам нравятся с точки зрения дизайна?

? Сегодня утром был в ?Аризоне? ? замечательное место. Старый ресторан, но со временем он становится только лучше. А вообще, для меня нет четко выраженных ограничений в предпочтениях ? могу кайфануть в каком-нибудь эстетском минималистском интерьере, в запредельной классике, в интерьере 70-х годов ХХ века и т.д.



? Кто ваша команда?



? Сейчас я работаю с архитекторами Александром Поповым и Дмитрием Васильевым, сотрудничаю с разными строительными организациями и поставщиками. Коллектив подвижный, так как я сторонник демократических форм сотрудничества. Мне легче работать с проверенными людьми, поэтому связи давние и надежные. Плюс я контактирую со многими художниками, мастерами некоторых художественных техник. В ?Бразилии?, например, была мозаика ? понятное дело, ее делал профессиональный художник. Сначала он был один, но по ходу проекта обнаружилось такое количество самородков среди штукатуров, что мы были просто поражены творческой ?родючiстю України?.



? Когда объявляется тендер на фор-проект, его выполнение оплачивается заказчиком или нет? Скажем, если ваш фор-проект заказчика не устраивает и он отдает предпочтение другому дизайнеру, вы денег за работу не получаете?

? Иногда фор-проект оплачивается отдельно, но не всегда, так как условия у каждого заказчика индивидуальные ? бывают как оплачиваемые, так и неоплачиваемые тендеры на фор-проект. Бывает, увидев фор-проект, заказчик сразу платит не только за него, но и за рабочий проект, т.е. за те шаги, которые еще только предстоят. Сейчас фор-проекты выполняются в самых разных видах ? не только в 3D-графике, но и в виде анимационных клипов. В некоторых случаях, когда сроки ограничены, мы работаем с листа, т.е. с двухмерной картинки, благо опыт позволяет.



? Случалось ли, что заказчик отказывался от проекта на середине его выполнения? Выплачивает ли заказчик в таких случаях неустойку?

? Случалось. В таких случаях заказчик платит сумму, соответствующую объему уже выполненных работ. Я встречался с подобными ситуациями при дизайне частных интерьеров ? квартир, коттеджей и т.п. Частный интерьер обычно не менее сложен, чем дизайн ресторана, такие проекты длительнее и требуют от заказчика значительных денежных вложений ? естественно, бывают случаи, когда на определенном этапе заказчик понимает, что ?не потянет? проект.



? Украинский дизайнер сейчас ? это денежная профессия?

? По сравнению с Европой наши дизайнеры получают мало. Даже в России за дизайн платят вдвое больше, чем в Украине. Впрочем, финансовые запросы сильно зависят от количества прошлых проектов, от известности специалиста. Каждый дизайнер знает себе цену, и за меньшие деньги работать просто не будет. Проекты обычно длительные по времени ? в среднем 3-5 месяцев, были проекты и по 2,5 года. Временной фактор влияет на стоимость дизайн-проекта: нередки случаи, когда стройка замораживается, так как у ресторатора заканчиваются средства. Если дизайнер в нормальных отношениях с заказчиком и по-человечески его понимает, финансовые проблемы ресторатора, конечно, повлияют на гонорар, который этот дизайнер затребует. То есть иногда дизайнер, рассчитывая изначально на одну сумму, в результате получает совершенно другую.



Когда-то я сказал своему юристу: ?Впиши в мой контракт пункт, согласно которому я получаю право определять форму бакенбардов персонала ресторана?. И он вписал!



Весь мировой дизайн делится на две основные группы ? fashion-дизайн и industrial-дизайн. И если к первой относится только дизайн одежды, то ко второй ? дизайн множества вещей: от зубной щетки до автомобиля. В Украине industrial-дизайн пока представлен очень ограниченно: существуют дизайнеры частных и общественных интерьеров, но никто не занимается, скажем, дизайном мебели. Я думаю, что в Украине дизайн выйдет на мировой уровень, лишь когда появится некий рынок идей.



? Для вас дизайн ресторанов ? это заработок или творчество?

? Разумный компромисс между двумя этими понятиями. Дизайн не может быть исключительно заработком ? я дорожу своим именем, своей деловой репутацией и не могу руководствоваться только финансовыми мотивами. В моей практике были случаи, когда я отказывался от выгодных проектов, и это не влияло на мои взаимоотношения с заказчиком ? мы встречались потом на других проектах. Если я не ?вижу? будущий ресторан, если проект для меня неинтересен и бесперспективен, я не возьмусь за него, и деньги здесь ничего не решают. И наоборот, проект не особо выгодный, но очень интересный в профессиональном смысле для меня всегда привлекателен.











Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com