Технологии строительства и деревообработки.

Культурный слой

Обсуждение современных особенностей архитектуры и культуры

Забельская М. Культурный слой // Будмайстер. 2003 . №15. C. 14-15

Круглый стол под многозначительным названием ?Культурный слой?, продолжил в виде дискуссии тему восприятия архитектуры и интерьера как искусства и части культуры, затронутую Константином Бондаренко. Участие в дискуссии и обсуждении современных особенностей архитектуры и культуры в целом приняли: Дмитрий Харитонов, телепродюсер; Ирина Данилевская, главный редактор журнала ?L*Officcel?; Константин Бондаренко, профессор и архитектор; Елена Олейник, главный редактор журнала ?Архитектура и престиж?; Вадим Жежерин, заслуженный архитектор Украины и председатель жюри конкурса; Юрий Макаров, журналист и телеведущий.



Дмитрий Харитонов:



? Интерьер, архитектура - это то, что окружает нас фактически 24 часа в сутки. Интерьер квартиры, дома, кафе, машины, в конце концов, зависит от того, хотим мы проводить там время или нет, хотим оттуда поскорее убежать или наоборот, раствориться и не покидать его. Посмотрите, какой на удивление популярной стала программа ?Квартирный вопрос?. Мечта каждого канала сделать интересную программу о строительстве, архитектуре, дизайне, но оказалось - это невероятно сложно.

Ведь наша проблема в чем - 80 лет советской власти и все как один, и все интерьеры похожи, как один. Вспомните фильм ?Ирония судьбы? - это достаточно горькое зрелище, когда все дома похожи и интерьеры похожи, и шкафы похожи, и вешалки для пиджака похожи. И мне кажется, что чем больше будет людей, которые отважатся не походить на других в своем творчестве - тем будет лучше для всех нас.



Ирина Данилевская:



? Мы живем в мире, где все меняется и эстетически, и социально, и материально. Материальные вещи и бизнес подталкивают нас к изменениям. Слушая лекцию Константина, я думала, как вас бедных жалко и как вам бедным сложно. Хочется создавать на века, а вынуждены все время прислушиваться к новым модным капризам. Дизайнерам одежды в этом отношении проще.

Я хочу задать несколько вопросов. С одной стороны, как быть, если постоянно появляются новью технологии, новые разработки и необходимо все менять? Это нужно потому, что появляются все новые и новые деньги, и каждый раз приходится убеждать своих клиентов и партнеров, что в интерьере все нужно обновлять. С другой стороны, как быть с тем, что архитектура - это нечто более вечное, чем одежда, и создается на более продолжительное время?



Константин Бондаренко:



? Архитектура - это вечная вещь. Как правило, мы, дизайнеры, занимаемся общественным интерьером. Понятно - любой общественный интерьер: ресторан, клуб или что-то другое через три года необходимо либо радикально менять либо... Вот тут и возникает ?либо?. Из опыта харьковской архитектуры: есть прекрасное заведение, оно называется ?Оскар?. Кто только из харьковских архитекторов и дизайнеров его не строил. Каждый год, в августе месяце, заведение закрывается на один месяц, и кто-то из дизайнеров переделывают одну или две части. Он построен так, как я люблю -фрагментарно. Это не связное цельное пространство, это абсолютно разношерстый набор отдельных элементов. Его легко представить, если во время строительной выставки на спортивной арене подняться на трибуны и посмотреть вниз. То есть, изначально подобный объект предрасположен ко всем изменениям: он живет на самом деле.

И тут вопрос в нашей внутренней этике, как мы относимся к работе своих предшественников. Наплевательски содрали все со стены или подыграли им - это уже вопрос профессиональной этики. Подобный ход существует и в квартире. Никогда не было такого, чтобы сегодня хозяину, а чаще хозяйке, передали ключи, зашли через два месяца - и все стоит на своих местах. В действительности все объекты живут вместе с нами. К этому надо относиться спокойно. Наша работа, как одноразовая посуда, рассчитана на три года. Вот как на три года рассчитаны ?Коныки?. В следующем году будет три года - все, пора всю бодягу ломать и делать нечто принципиально новое.



Вадим Жежерин:



? Смысл искусства, наверное, в иллюзии того, что можно что-то увидеть. Смотришь на какие-то странные дома в городе, и домысливаешь себе нечто, даже не обязательно связанное с архитектурными формами. Это профессионализм придумывать какую-то форму. С этого все, собственно, и начинается. И самое любопытное, когда сценарий интересен и начинаешь его разыгрывать, вот тогда, собственно говоря, и получается в архитектуре что-то.

Мы в какой-то момент привыкаем к проекту, но зато потом, вдруг до кого-то доходит: - ?Ты знаешь, эта штучка на что-то похожа?. Оп-па! Это очень интересный момент, это и есть творческий внутренний импульс. Наверное, в интерьере это главное.

Поэтому я всегда говорю: - ?Если ты просто формально подошел к решению задачи, в интерьере, при проектировании комплекса в центре города или на периферии, то придумай себе жизнь. И не только себе. Придумай, как это все должно крутиться. В здании живут люди, и они хотят получать удовольствие от этого. Они должны отдыхать, гулять ночами, - вся жизнь их может как-то прокручиваться через впечатление от нашей деятельности.



Константин Бондаренко:



? Тезис, с которым я никогда категорически не соглашусь, прежде всего, относится к модернистской культуре. У автора есть образное видение, у автора есть, безусловно, какой-то изначальный посыл, будь то скалы Нового Света или что-то еще. Но дальше что?

Поймут это или не поймут? Если поймут - то хорошо. А если не поймут - то тоже ничего страшного нет, поскольку это мир автора. Вот для меня такого быть не может изначально. Человек должен в любом произведении увидеть что-то для себя понятное, знакомое и принятое. Почему, допустим, мы иногда обращаемся к украинской культуре или к элементам украинской культуры? Должен появиться элемент, который человека заинтересует, который будет ему понятен, т.е. первая ступенька - с чего надо начать. Пусть не обязательно это будет совпадать с концепцией автора. Более того, я еще раз повторю, что чем больше прочтений, тем содержательнее и богаче объект. В нашем произведении зритель должен увидеть что-то свое, ему понятное, а дальше уже потянется цепочка.



Вадим Жежерин:



? Действительно, в каждом произведении можно увидеть что-то свое, если оно по-настоящему хорошее - это факт. Но это что-то глубинное, маленький-маленький камешек, маленькое зернышко, которое у тебя было где-то в начале, очень трудно уловить в челом. Дальше возникают концепции, развиваются боль-иже темы и появляется масса всяких направлений, которые люди непременно должны увидеть. Но вот когда человек видит это совсем махонькое зернышко, с которого все как бы началось, вот это удивительно. Уже ты и сам иногда уходишь от него все дальше и дальше, но где-то все же в тебе сидит маленькая искорка, с которой все началось. И вдруг кто-то это видит. Это очень приятно. Я вовсе не хотел сказать, что ты дурак, и не увидел. Наоборот-может я дурак, и не донес, то есть ,не способен был донести. Вот это бывает жалко и обидно. Это тоже важно.



Константин Бондаренко:



- Тезис! - Архитектор, суть дизайнер-это вообще по принципу не художник. Для художника, наверное, самым важным является самовыражение. А что является главным с точки зрения нашей профессии? Архитектор - это провокатор. Вот я спровоцировал Вадима Жежерина еще раз выступить.

На деле мы вкладываем свой интеллект не в то содержание, которое, наверное, нам бы хотелось. Вообще нас мало кто может понять; нас может понять только коллега, и то, если коллега понял, то он точно не архитектор. Потому, что у архитекторов общего мнения быть не может.

Основная задача - это провоцировать зрителя разного рода ассоциациями и сюжетами. Для этого, пожалуй (здесь я опять говорю о себе, о вульгарного рода дизайне), лучше всего выступать в вульгарном жанре, к примеру, в детективе. Лучше всего буквально на первых строках высказать собственную позицию относительно культуры общения. К примеру, написать строки, что я не приемлю Слобожанщини, подразумевая суржик, а потом в процессе создания самой книги этим суржиком пользоваться, причем пользоваться не вкладывая в слова героя, а пользоваться, вкладывая в слова автора.

Кто из присутствующих видел мой интерьер? Не видели? Поэтому вот у нас литература на пальцах, а интерьер - в описании!



Ирина Данилевская:



- По поводу провокации. Очень удачный, конечно, тезис - гениальный. Где, как не в Харькове, в совершенно интернациональном, промышленно-урбанистическом городе и вдруг провокация. Скажите, пожалуйста, Константин, как реагирует народ?



Константин Бондаренко:



- Положительно. У нас недавно было предложение сделать аналогичный объект в Запорожье. Вот там мы, пожалуй, будем развивать новую тему. Потому, что для Запорожья, казачество - это святое, а над святым ругаться не следует. А Харьков - да, здесь это можно понять. Мы все равно лучше, чем Киев. Это первая столица. И столица не чего-нибудь, а Украины.

Я как-то говорил о том, что наше искусство вульгарно. А раз вульгарно, то оно хотя бы в посыле должно быть понятно массам. Ну, если бы мы сделали ?Коныки? на тему ацтеков или инков - ну кто бы так сильно веселился? А Котляревский - это же наше, родное. В конце концов, такое ?травести?, как он в свое время сделал, сделали с ним.



Юрий Макаров:



?У меня есть ощущение, что каждое время себя воспринимает как ?первое время?. Я хотел сказать, что ситуация с цитированием на самом деле - забытое старое, это совершенно не уникальное явление как в культуре, так и архитектуре. Уж архитекторы точно знают, сколько раз в истории переосмысливались старые стили, старые эстетики, старые контексты. Я вдруг стал думать, а что, собственно, в этом уникального?

Возьмите светоча русской культуры Александра Сергеевича - сплошной постмодерн. Это цитирование, как открытое и до сих пор читаемое нами, так и абсолютно закрытые тексты. Достаточно почитать, чтобы понять, что образчик самого искреннего, самого непосредственного изъявления своих чувств - письмо Татьяны к Онегину на самом деле состоит полностью, от начала и до конца, из штампов массовой литературы начала XVIII столетия, это показывает каждая, непосредственно взятая строчка. И современникам все было понятно. Что касается этой темы, согласен, цитирование - это черта постмодернизма.

И вторая его черта - это ироническое осмысление. Извините, но у Александра Сергеевича этой иронии было в достатке. Считается, что пластические искусства, тем более, фигуральные, содержат в себе меньше иронии. Но с этим можно поспорить. Я уже не говорю о скульптуре или керамике, которая позволяет ощутить стереоскопию. Так вот у Александра Сергеевича все, что он производит - это сплошная переоценка. Следовательно, то, чем искусство конца XX века (не столько искусство, сколько его носители) пытается поднять себя на трибуну и обнаружить свою уникальность -на самом деле уже было.

Единственное, может быть, отличие заключается в том, что сегодня художник, это касается дизайнеров интерьеров, одежды и дизайна в системе, образующей пластические искусства, на мой взгляд, несколько злоупотребляют темпом. То есть, в знакомом нам историческом времени, смены стилей происходили раз в поколение, а то и реже. И люди в своем восприятии выдерживали эту скорость, она была им соразмерна. Точно так же, как она должна быть соразмерна с физическими размерами человека, так же как она должна быть соразмерна с физическим временем, в котором находится человек. Сегодня, по-видимому, нам навязывают несколько неестественный темп, когда стиль обязан поменяться раз в пять, самое большее - в десять лет. Больше - считается уже как бы неприличным. Работать в одном и том же стиле - тоже считается неприлично. Человек, который просто добросовестно воспроизводит знаковую систему, уже понятную для современников, он вроде бы уже не может претендовать на какое-то место.

Эта перемены стали утомительны. Раньше было больше ограничений в СНиП, материалах, а теперь больше свободы. И это заметно. Человеческая психика не успевает за нынешними темпами смены стилей. Не стоит брать на себя непосильный груз новых смыслов и новых стилей.



Константин Бондаренко:



? Смотрите, у архитектуры, если именовать ее искусством, есть в отличие от других искусств, одно принципиальное качество: она не обладает избирательностью. Вот уважаемый писатель повторил действительно расхожее мнение об архитектуре: ?Я иду по улице, и я это вижу?. Если не нравится кино - я его не пойду смотреть, не нравится музыка - я ее не буду слушать, не нравится телеканал - я переключу на другой. С архитектурой так поступить нельзя. Она лишена избирательности, мы вынуждены ее ?есть?, такой, какой она существует. И тут действительно важным моментом становится профессиональная этика по отношению к потребителям. То же самое можно сказать и о жилье, оно так же лишено избирательности.

Никогда не любил и не буду, пожалуй, проектировать жилье - там действител&#

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com