Технологии строительства и деревообработки.

В стиле Феррари

Современные кухонные гарнитуры

Владимирская А. В стиле Феррари // Бизнес+... . . 15 июля 2002 (№ 7/8) . С. 6-8

Кухонные гарнитуры теперь тоже входят в перечень "знаковых" вещей, символов супердостатка ? вроде автомобиля "Порше", личного самолета и драгоценностей от Van Cleef and Arpels. Всем этим можно и не пользоваться, но зато приятно блеснуть.



Наша с вами современность, уважаемые читатели, полна забавных парадоксов и странностей. И проникают они даже в такие, казалось бы, консервативные и банальные сферы, как кухня. Ну кухня и кухня, что в ней может быть необычного? Домашний очаг, комната для еды, набор кастрюль, сковородок и инструментов для готовки ? вот, пожалуй, и все. Все это так, однако...



Первая странность заключается в том, что кухню в современном ее виде придумала и спроектировала женщина, а изменяют до неузнаваемости ? мужчины.

В 1926 году выпускница Венской школы архитектуры Маргарете Шутте-Лихотски взяла секундомер, просчитала время, требующееся на разные кухонные дела, и поняла, что из-за нерационального устройства пространства много времени теряется зря. Чтобы сократить число этих потерь, она и спроектировала свою "франкфуртскую кухню", умещавшуюся на площади 6,5 квадратных метров. Она предложила типовую многосекционную кухню со встроенными в нее мойкой и плитой, оборудовала над плитой вытяжное отверстие и внесла еще одно рацпредложение ? ставить лишившуюся ножек кухонную мебель на бетонное основание, то есть встраивать ее в интерьер, не теряя при этом ни одного квадратного сантиметра. Просто и гениально. И несмотря на то, что тогда на архитекторов в юбке смотрели косо, этот год стал временем Великой кухонной реформы.

Что оставалось после этого мужчинам-дизайнерам? Украшать и потихоньку модифицировать то, что придумала эта великая женщина. Причем, тремя способами. Первый из них ? классический, ? это парадная столовая с колоннами и карнизами, когда кухня предназначена для женщин, которые видят себя хозяйками дворца, случайно зашедшими к поварихе поинтересоваться меню. Второй, и наиболее распространенный стиль ? кантри, когда кухня в городской квартире разукрашивается разными горшочками-бочоночками, на шторках расцветает красно-белая клеточка, а на кафельной плитке ? цветочки, из нужных мест торчат салфеточки с мережкой, а по стенам развешаны гирлянды из репчатого лука и красного перца. Кому-кому, а нам этот принцип оформления хорошо известен по нашим кухням не столь далеких времен, когда отсутствие хорошей бытовой техники и иностранной мебели хозяйки пытались компенсировать избытком петриковской росписи, косовской плитки и дымкой полесской керамики. Теперь все, кому остался дорог этот стиль, могут поменять вышедшее из моды барахлишко на сдержанное и цивилизованное кантри от Scavolini. Но, как бы ни были многочисленны поклонники "дворцовых" и "деревенских" кухонь, наследницы "франкфуртской" старушки (то есть, кухни в рациональном, современном стиле) их победили. Именно они представляют сегодня авангард кухонного процесса. Правда, победив, они незаметно приобрели качества, совсем не предусмотренные их прародительницей. Они по-прежнему продолжают бороться со всем лишним, но, похоже, лишним и там становится сама кухонная возня и еда, а пребывание на кухне дизайнеры маскируют под какие-то более достойные занятия. Но тут мы уже плавно переходим к следующей странности.



Странность вторая. Вы думаете, кухню покупают для того, чтобы там готовить? Ошибаетесь: не всегда. Кухонные гарнитуры теперь тоже входят в перечень "знаковых" вещей, символов супердостатка ? вроде автомобиля "Порше", личного самолета и драгоценностей от Van Cleef and Arpels. Всем этим можно и не пользоваться, но зато приятно блеснуть. Специалисты быстро уловили эти тенденции и теперь создают некоторые проекты кухонь для хозяина, который любит продемонстрировать гостям и своим друзьям, что он имеет (и, при желании, умеет). Для того, чтобы поразить гостя в самое сердце, владелец такой кухни, к примеру, скажет, что разработал ее всемирно знаменитый дизайнер автомобиля Феррари, лично маэстро Пенинфарина! После такого представления, как говорится, комментарии излишни. На этой кухне вообще можно не готовить никогда, но зато ощущать себя в ней по-королевски! Такая кухня больше напоминает салон дорогого автомобиля. В ней все устроено с суперудобством и комфортом. Нажатием кнопок вы регулируете силу огня на плите, с помощью бортового компьютера программируете длительность приготовления птицы в жарочном шкафу. Открываете "бардачок", а там ? ножи, ложки и вилки, утопленные каждая в своем углублении. Запах пригорелого? Никаких проблем: левой рукой включаете бесшумную вытяжку, правой ? систему самоочищения. До полной стерильности. Космонавты, думаю, должны умереть от зависти.

Само собой разумеется, здесь применяются только высокие технологии. В качестве основы идут те же материалы, что и в авиационной или космической промышленности. Да уж, такая кухня не предназначена для ежедневной готовки. Она, если можно так выразиться, как вечернее платье от кутюр ? его не носят каждый день.







Странность третья. А где, спрашивается, найти место им ? борщам и вареникам с вишнями, всему тому исконному, на чем украинская кухня держится? Что-что, а они-то никак в современную кухню не вписываются. Посудите сами. Взять итальянские кухни вроде Ernestomeda, Binova, Effeti, знаменитые немецкие SieMatic. Какая простота, какая чистота линий! Самый минималистичный из итальянских минималистов Пьеро Лиссони делает кухни для Boffi, где настолько нет ничего лишнего, что практически вообще ничего нет ? одни горизонтали, вертикали да красивые пропорции. В некоторых моделях и ручки не торчат, а утопают незаметно. Дерево, металл и белый цвет ? вот и все. Очень красиво и чисто, как в аптеке, в операционной, в лаборатории для химических опытов. Там и не всякая посуда приживется, а тоже такая, вроде лабораторного оборудования: либо прозрачная, либо металлическая и без всяких там цветочков ? как у Alessi ? изготовителя "хирургического оборудования" для кухонь.

А взять другие шедевры современного дизайна ? кухни Фабио Казираги, работающего с Binova. До чего хороши! Четкий ритм, изгоняющий всякий беспорядок, соотношение линий, объемов и цветов: черный верх ? белый низ, белый верх ? черный низ, прозрачный верх ? синий низ в модели Continua. Как на супрематическом полотне. Спрашивается, вы на супрематическое полотно кастрюли будете ставить? Нет, не будете.

Но если эти кухни еще кое-как потерпят присутствие ваших любимых мисок и продуктов, то такой шедевр радикального минимализма, как кухня архитектора и дизайнера Джона Паусона, не приемлет никаких предметов вообще. Изумительную чистоту прямых углов и строгих линий нарушает лишь дугой торчащий кран. Впрочем, с минимализмом всегда так. Дизайнер нарисовал, убрал все лишнее, а ты как хочешь, так и живи. Лучше живи не дыша, потому что все испортишь. Вторгаться на такую кухню с презренными картофельными очистками, какими-то кусками сыра, крошащимся хлебом просто не комильфо. Ну разве что положить на гладкую поверхность потрясающей красноты перец, один ослепительный лимон, и этого натюрморта будет достаточно.



Странность четвертая. Помните, что сказал Тарас Бульба своему сыну? "Я тебя породил, я тебя и убью". Так вот, дизайнеры, породившие всю эту стерильность и "чистоту линий", видимо, почувствовали, что переборщили. Иначе, как понимать возникающую моду на яркие панели и повсеместную подсветку? Чтобы те хозяйки, которые не испытывают особого пристрастия к технократическим формам, чувствовали себя на кухне веселее, дизайнеры стали изобретать что-то напоминающее кафе или бар. Кроме ярких цветов (синего, красного, лилового, оранжевого), матового стекла, подсвеченного изнутри, на кухнях поселились барные стойки ? тесто, значитца, помесила, мясо перекрутила и коктейль себе смешала.

А может, просто пришло новое поколение дизайнеров, на которых стала навевать скуку мебель, вытянувшаяся вдоль стен? Сначала они начали выставлять в центр так называемые "острова" ? плиту или мойку и рабочий стол. Потом некоторые ящики стали закруглять и выдвигать вперед наподобие корабельного носа, как в авангардистских кухнях Giemmegi. Дальше началась локальная война с навесными шкафчиками. Они, конечно, здорово место экономят, но скучно от них, да и тянуться к ним не очень удобно. Почему же должны страдать те, у кого экономия места не стоит на повестке дня? Пару лет назад фирма Strato обаяла знатоков и любителей кухонного дизайна, пришедших на очередной мебельный салон в Милане, своим новым произведением ? кухней, где вместо нижних тумб и навесных шкафов появились стеллажи. Правда, минимальная площадь для кухонь Strato ? 50 квадратных метров. А уж о стоимости и вовсе умолчим.

Вот и у Пьеро Лиссони на кухне Latini и в некоторых новых моделях Binova вместо навесных шкафчиков полочки. А кухня Regula от Binova и вовсе распалась на отдельные предметы ? отдельно мойка, отдельно плита, отдельно рабочий стол, отдельно шкаф для посуды, и все ? на высоких ножках. Этими ножками, которые, казалось, навсегда исчезли с наших кухонь, щеголяют сегодня и кухни SieMatic, раньше славившиеся тем, что вся цокольная часть была у них занята разными полезными ящичками. В общем, минимализм минимализмом, а желание помахать ручкой "франкфуртской" старушке бросается в глаза.

Вот такие странности наблюдаются в начале третьего тысячелетия. Конечно, дизайнеры новых кухонь скажут: мол, все это мы изобретаем, чтобы порадовать хозяек и облегчить им жизнь. Чтобы сковородки сами собой жарили, а дамы на кухню заходили просто так, полюбоваться. Мы им, конечно, не поверим. Но если уж быть до конца честными ? в таких кухнях что-то есть. Входите, мягко поворачиваете ручку конфорки, как ключ зажигания, и говорите:

? Поехали!





Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com