Технологии строительства и деревообработки.

На пути к диете

О ситуации на рынке мебели

Ряполов К. На пути к диете // Бизнес . . 1 июля 2002 (№ 27) . С. 58-59

Эпоха сверхприбылей на рынке кухонной мебели заканчивается. Будущее сулит мебельщикам ужесточение конкуренции и снижение доходности. Выживут лишь кропотливые, трудолюбивые и находчивые



РЫНОК В ЦИФРАХ



Товар, реализуемый на рынке, ? кухонная мебель.



Объем продаж в 2001 году ? $30-40 млн в розничных ценах.

Количество операторов ? крупных ? 10-15.



Доля отечественной и импортной продукции ? около 80% ? отечественной,

20% ? импортной продукции (в количественном выражении).



ОББЪЕМ РЫНКА КУХОННОЙ МЕБЕЛИ



Емкость рынка кухонной мебели оценивается торговцами в $30-40 млн (в розничных ценах). Но резервы роста продаж мебели для кухонь весьма внушительны. В Украине примерно 18 млн домохозяйств (по данным официальной статистики) и значительная их часть эксплуатирует кухонные гарнитуры, купленные 15-30 лет назад. Они уже пришли в негодность, и их пора заменить. Да и количество новоселов, которым, естественно, требуются кухни, с каждым годом увеличивается (по данным риелторов, ежегодные темпы роста жилищного строительства оцениваются в 15-20%). Тем не менее опрошенные нами торговцы не рассчитывают на резкое увеличение продаж кухонной мебели в ближайшее время (возможно, в связи с тем, что продавцов кухонь с каждым днем становится все больше и реализация продукции у каждого из них уменьшается. ? Ред.)



ИМПОРТ И ЭКСПОРТ



В прошлом году объем экспорта кухонной мебели вырос почти в 2 раза по сравнению с 2000 годом (см. табл.1). Большая часть экспортируемой мебели ? 80% ? ?ушла? в Россию. Основные фирмы-экспортеры рассчитывают на увеличение объемов поставок в РФ ? как в нынешнем, так и в следующем году.


Таблица 1



Экспорт кухонной мебели, тыс.USD






Страна


1997г.


1998г.


1999г.


2000г.


2001г.


Іюартая 2002г.





Всего


938,8


643,72


418,46


510,15


940,77


196,00





Россия


887,05


636,37


313,05


359,64


751,37


167,00





Дания


8,71


5,83


6,74


19,04


40,27


0





Франция


0


0


74,36


62,57


87,45


6,65









Таблица 2



Импорт кухонной мебели, тыс.USD






Страна


1997г.


1998 г.


1999 г.


2000 г.


2001 г.


І квартал 2002г.





Всего


4045,44


2943,18


2388,68


1884,64


1768,76


344,98





Белоруссия


33,89


58,45


122,58


129,35


62,84


20,14





Россия


45,97


61,6


30,67


119,63


87,02


6,97





Литва


17,16


21,4


231,45


91,11


112,28


26,45





Италия


2329,24


1776,97


1472,92


1147,96


1115,17


234,93





Германия


274,67


124,53


82,42


63,88


135,29


15,46





Польша


493,4


313,87


164,93


108,28


74,33


3,91





Чехия


64,9


60,59


73,09


61,48


90,87


23,23









Объемы импорта кухонной мебели с каждым годом падают (см. табл.2). Действующая ставка ввозной пошлины на кухонную мебель ? 25%. По мнению торговцев, она поспособствовала вытеснению дешевой импортной продукции.

В то же время в объемах продаж дорогой мебели пока преобладает импортный товар (90-95%). Хотя ведущие украинские производители (по их глубокому убеждению. ? Ред.) способны выпускать элитарные дорогие кухни, по качеству не уступающие итальянским, для покупателя дорогостоящих кухонь важно прежде всего их ?имя?.



В объемах продаж дорогой мебели для кухонь преобладает импортный товар.



Основной страной-поставщиком кухонь остается Италия (что неудивительно, поскольку она является самой ?мебельной? страной мира). Сейчас итальянские кухни обеспечивают торговцам более 60% продаж импортной продукции. И по прогнозам импортеров, доля итальянского товара в ближайшее время не уменьшится.

В прошлом году примерно на 30% по сравнению с 2000 годом сократились продажи польской мебели (и это понятно ? ее с успехом замещает отечественная продукция. ?Ред.). Более чем в 2 раза увеличились продажи дорогой немецкой мебели, так как потребительский спрос на дорогие кухни растет.

Примерно на 20% выросли объемы поставок кухонной мебели из Литвы (беспошлинный ввоз продукции из этой страны привлекает многих импортеров).



АССОРТИМЕНТ



Сейчас торговцы предлагают кухни с фасадами из древесно-стружечной плиты (ДСП), древесно-волокнистой плиты среднего давления (МДФ) и натурального дерева (см. диаграмму слева). У торговцев кухонной мебелью не существует единой классификации продукции по ценовым группам. Многие операторы используют для классификации стоимость погонного метра кухни и считают, например, что кухня с фасадом из МДФ стоимостью $100 за погонный метр относится к дешевой, стоимостью от $300-500 за погонный метр ? к средней ценовой группе, а если цена 1 погонного метра доходит до $1000 и более ? к дорогой.

Некоторые же операторы не ?привязывают? свою ценовую классификацию к материалу и считают дешевой кухню из десяти шкафчиков стоимостью до $400, а дорогой ту, стоимость которой ? от $2000.



Многие производители и торговцы сейчас Фпереходят на реализацию дешевых кухонь.



Такая путаница в классификации ?на руку? торговцам. Она позволяет им, в зависимости от рекламных или имиджевых потребностей, относить свои изделия к тем или иным ценовым категориям.

Сейчас торговцы отмечают, что уменьшаются продажи мебели средней ценовой группы. Та часть населения, которая сумела улучшить свое материальное положение и жилищные условия в бурных 90-х годах, кухни уже приобрела. Покупать новые им еще рано. Для большинства же потребителей, которым кошелек карман не тянет, приобретать кухонные гарнитуры за $1,5-2 тыс. ? непозволительная роскошь. Они предпочитают покупать дешевую мебель. Также отметим, что постепенно увеличиваются продажи самых дорогих кухонь (более $2 тыс. за погонный метр) ? обеспеченные сограждане всегда хотят идти в ногу с модой.



ВТОшная СТРАШИЛКА



Вступление Украины в ВТО неизбежно приведет к увеличению количества импортеров и снижению цен на мебель, ДСП, мебельную фурнитуру.

Но помимо этого неизбежна экспансия мощных итальянских производителей, от которой пострадают прежде всего крупные компании, выпускающие кухни средней ценовой группы, и импортеры. Отечественные фирмы по-разному реагируют на приближающуюся угрозу. Некоторые отделываются заявлениями вроде ?мы очень большие и непотопляемые?. Они считают, что их козырь ? ?близость? к отечественному потребителю, что дает возможность оперативно выполнить заказы, устранить недостатки.



ГОСнеРЕГУЛИРОВАНИЕ



Рынок кухонной мебели относится к числу наименее ?зарегулированных? государством. ?Техническое описание? и ?Гигиеническое заключение? ? вот и вся документация, которую необходимо иметь торговцу на каждый кухонный гарнитур. В Украине отсутствует обязательная сертификация мебели, в отличие от некоторых стран (например, России, Белоруссии). Хотя отечественные компании могут добровольно пройти сертификацию производства, что многие из них сейчас и делают.



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА



Сейчас на рынке работают 15 крупных производителей и торговцев кухонной мебелью (объемы продаж ? более $100 тыс. в месяц). Среди них, по признанию операторов, наиболее заметны ДП ?Меркс Мебель?, Беличская мебельная фабрика (ТМ ?Р.К.С.?), ТД ?Рода?, ?Интерстиль?, ДП ?Нарбукас К?.

Количество более мелких компаний исчисляется сотнями (объемы продаж ? от $20 тыс.). Например, в Киеве около 200 салонов торгуют кухонной мебелью.

Всего же предприятий, занимающихся деревообработкой и изготовлением мебели, зарегистрировано около девяти тысяч. Но сколько из них производят кухонную мебель ? ответить не смог никто.



СЕЗОН

Сезон активных продаж кухонной мебели начинается в конце августа и заканчивается перед Новым годом. С Нового года и до марта на рынке кухонь ? полное затишье. Особой безжизненностью отличается январь. В этот период некоторые фирмы дружно ? всем составом ? уходят в отпуск. Другие используют ?мертвый сезон? для обучения персонала.

А импортеры кухонь должны еще учитывать, что итальянские и немецкие производители отдыхают в июле.



ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА



За последние полтора-два года практически ни одна крупная компания не изменила схему сбыта кухонной мебели (об организации сбыта мебели, в том числе и кухонной, см. БИЗНЕС №43 от 23 октября 2000 года).

Большинство руководителей мебельных салонов по-прежнему считают, что представлять в своем ассортименте только кухонную мебель ? значит снижать и общие объемы продаж, и продажи собственно кухонь (хотя с ними могут поспорить владельцы узкоспециализированных салонов, успешно продающих кухонную мебель одного производителя. ? Ред.).

Что касается продаж непосредственно кухонных гарнитуров, торговцы в последнее время пытались экспериментировать ? ?смешивать? мебель разных ценовых групп в одном салоне. Результаты оказались отрицательными. Покупатель не воспринимает, например, в салоне, специализирующемся на продажах дорогого товара, дешевую кухонную мебель, и наоборот, в ?дешевом? салоне ? дорогую продукцию.

Зато продажа кухонной мебели в ?непрофильных? магазинах, например в супермаркетах, которые посещают тысячи людей в день, оказалась эффективной. Кухня-образец, компактно размещенная на небольшой арендуемой площади, стол с каталогом, два продавца, работающих посменно, ? вот и весь ?микросалон?. По наблюдениям автора, продавцы в таких точках загружены гораздо больше, чем их коллеги из мебельных магазинов. Как правило, таким образом реализуют кухни мелкие производители и предприниматели, работающие на едином налоге.

Организация продаж кухонной мебели в супермаркетах оказалась эффективной.

Еще пример удачного сбыта товара подали представители славного племени ?гаражников?. Позвонившему покупателю (а как правило, мелкие производители заявляют о себе в рекламных газетах) назначается рандеву возле какого-нибудь мебельного салона. В нем потенциальный клиент тщательно изучает ассортимент и делает свой выбор. Более того, часто получает прекрасно выполненный дизайнером эскиз. А предприимчивому представителю малого бизнеса остается лишь изготовить кухонный набор, цена которого на 25-30% ниже, чем в салоне. Довольны все, кроме хозяина салона.



?ГАРАЖНИКИ?



В последние полтора года происходило бурное ?размножение? мелких производителей мебели ? так называемых ?гаражников?.

Сегодня, по оценкам торговцев, они производят чуть ли не половину отечественных кухонь. Некоторые крупные компании признались (по секрету), что продажи у них резко снижаются, так как потребитель массово ?уходит? к небольшим производителям.

?Пострадавшие? компании горячо обсуждают необходимость ?ударить по гаражникам?, ахиллесова пята которых ? несоблюдение норм и стандартов постановки изделий на производство. И, в общем-то, удар можно было бы нанести, добившись от власть имущих введения лицензирования производства и продажи мебели, обязательной сертификации продукции и т.д.

Но у многих крупных операторов есть опасения (и небезосновательные. ? Ред.), что в результате, в первую очередь, они же и пострадают.

Зато для многих торговцев отечественной мебелью ?гаражники? ? выгодные поставщики продукции. У них по сравнению с крупными компаниями более низкие отпускные цены, более выгодные условия поставок, они внимательнее относятся к запросам торговцев, поскольку собственных ê

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com