Технологии строительства и деревообработки.

Все течет, кроме хорошей сантехники

?Стабилизация доходов населения и активизация жилищного строительства вселяет надежды на дальнейший рост рынка сантехники.

Малиновский Б. Кожелупенко Э. Тупикало Ю. Все течет, кроме хорошей сантехники // Контракты . 2001 . 25 июня 2001 (№ 26) . С. 22-24

Украинское производство съежилось и ушло со своего рынка... на внешний



ТЕНДЕНЦИИ





?Стабилизация доходов населения и активизация жилищного строительства вселяет надежды на дальнейший рост рынка сантехники.

?Увеличится доля сантехники среднего и выше среднего ценового уровня, а дешевая будет продаваться все хуже.

?Сосредоточение в Украине залежей качественных глин позволяет прогнозировать подъем керамической отрасли.

?На розничном рынке свободные места еще есть, происходит расширение ассортимента магазинов стройматериалов за счет сантехники.


Отечественные предприятия, практически потеряв внутренний рынок, большую часть своей продукции экспортируют, в первую очередь в Россию. Экономическое оживление и дешевый рубль способствуют активному спросу на сантехнику, но только на дешевую, а этот сегмент у наших соседей почти не занят. Из-за отсутствия сырья Россия не имеет мощного собственного производства.

Вот украинская сантехника и заняла нижнюю ценовую нишу огромного российского рынка. К тому же российские предприниматели частично реэкспортируют украинскую сантехнику в страны Центральной и Юго-Восточной Азии. Сейчас украинские производители активно разворачивают прямой экспорт в азиатские государства, в первую очередь - члены СНГ.



Украина имеет хорошие предпосылки для завоевания рынков СНГ

В нашей стране сосредоточены богатые залежи глин, использующихся для производства санфаянса. Именно в Украине был построен самый мощный на территории бывшего СССР славутский комбинат ?Стройфарфор?. Предприятие и сейчас производит 1,5?1,8 млн шт. санитарно-фаянсовых изделий в год, из которых 60% экспортирует в страны бывшего СССР. Кроме него, в Украине был еще один гигант индустрии санфаянса - Славянский керамический комбинат, но в настоящее время он уже давно простаивает. Уже в независимой Украине появились новые производители сантехники.

С 1994 г. начал производить сантехнику Львовский керамический завод. Одним из наиболее успешных, хотя далеко и не больших предприятий отрасли является ООО ?Днепркерамика? (Пологи Запорожской обл.). Интересна история ?Днепркерамики?. В 1991 году Запорожский абразивный комбинат и итальянская ?Велко? создали СП. Однако в 1992 году, когда заработала первая линия и итальянские наладчики вернулись домой, качество изделий резко ухудшилось. Потребовалось два года, чтобы научить специалистов и довести продукцию до соответствующего уровня качества. Таким образом инвестиции в несколько миллионов долларов позволили создать достаточно современное, как для Украины, производство мощностью 54 тыс. изделий в год, которое работает почти полностью на отечественный рынок.



Будущее за небольшими предприятиями



Керамисты считают создание именно таких, сравнительно небольших и модерных предприятий оптимальным путем развития отрасли. Например, португальская сантехническая индустрия держится на предприятиях с персоналом не более 100 человек. Небольшие размеры обеспечивают предприятию гибкость и быстрое реагирование на изменение потребительского спроса. На таких предприятиях можно наладить производство под заказ и не прикладывать значительных усилий, чтобы ?всучить? потребителю отштампованное очень большим тиражом неудачное изделие.

На небольшом предприятии можно тщательнее контролировать качество продукции, а именно точность литья, что для мощных отечественных производителей представляет серьезную проблему. Кроме того, по подсчетам представителей иностранных керамических концернов, переоборудовать в Украине имеющиеся в наличии предприятия дороже, чем открыть новые, так как на старых применяется очень энергоемкий метод шликерного литья изделий.

По данным Независимого центра рыночных исследований для керамики, в Украине уже существует по меньшей мере три мини-завода по производству сантехники. По оценкам керамистов, владельцы таких предприятий, вложив до $100 тыс., могут рассчитывать на рентабельность в 70%. Одна из возможных схем заработка - купить очень хороший унитаз за $400-500 и скопировать с него форму. По ней можно отливать унитазы не хуже образца и продавать их по $100. По прогнозам специалистов, с подобными мини-заводами при всех их преимуществах могут мирно сосуществовать и мощные предприятия. Вскоре последние просто вынуждены будут покупать высокотехнологическое оборудование, которое позволит им постепенно отвоевать и внутренний рынок. Так, Львовский керамический завод уже готовит модернизацию производства сантехнической керамики.


Производство санфаянса в Украине





Предприятие


Производственные мощности, тыс. изделий в год

Загру-



женность, %


Рента-



бельность, %





"Стройфарфор" (Славута)


2500


60


20





Львовский керамический завод


240


100


6





"Днепркерамика" (Пологи)


54


80


8




Цены






Цены на санфаянсовые изделия на украинском рынке (в у.е.)



Страна-производ.


Производитель


Унитазы


Умывальники


Биде





Украина


"Стройфарфор"


4-8


4,5-5,5






Украина


Львовский керамический завод


8-11


5,5-6,5






Украина


"Днепркерамика"


14-16,2


10,8-12,3


12-14,4





Россия


"Самарский стройфарфор"


11,5-50


5-22


17-19





Беларусь


"Керамин"


28


20






Чехия


JIKA


61-125


16-30


32-76





Польша


KOLO


29-159


16-52


56-155





Китай



178,6


43-54


116-134





Португалия



70-200


от 20






Испания


Bellavista


140-350


60-160


40-125





Италия


Marko Trevi


128-191


62-139


68-128





Италия


POZZI-GINORI


132-224


40-61


102-114





Швеция


Gustavberg


130-498


30-172


120-330





Финляндия


IDO


120-300


37-93


54-160








Торговля сантехникой уже превысила докризисный уровень, в этом году объем продаж вырастет еще на 20%



Существует не так много товаров, которые были бы так приближены к человеку, к наиболее интимным аспектам его жизни, как сантехнические изделия из керамики. И если до недавнего времени для потребителя важно было само наличие ?удобств?, то сегодня, особенно после открытия внутреннего рынка для действительно изысканных моделей ведущих иностранных фирм, на первый план выходит эстетика и качество ванно-туалетной среды.

Рынок раковин-биде-унитазов интересен не только хорошим постоянно увеличивающимся внутренним спросом, но и тем, что Украина, имея залежи прекрасных керамических глин, в будущем может стать поставщиком недорогой сантехники для всей Европы. Завоевание же российского рынка уже началось.



На рынке сантехники доминирует недорогой импорт





Украинским производителям пока не удалось на собственном рынке ?переплюнуть? чехов и испанцев

Объемы продажи сантехники опять интенсивно растут. Уровень докризисного сезона?98 превосходит на скромные, но приятные 10?15% (здесь и далее использованы данные Международного керамического сервера CeraMMix 2000 (http://www.cerammix.com). В нынешнем году объем рынка может вырасти еще на 10%, причем в долларовом эквиваленте.

Специалисты отмечают, что торговые наценки остаются сравнительно высокими и новичкам втиснуться между операторами рынка пока еще можно. Лучше всего себя чувствуют те, кто торгует недорогой, но качественной импортной продукцией. Дополнительным фактором конкурентоспособности импорта также является наличие в иностранных сантехнических комплектах биде, которые отечественные предприятия за одним лишь исключением не производят.

Между тем мошенников на рынке строительных и ремонтных услуг стало меньше, доверие производителям окрепло, поэтому украинский потребитель, с каждым годом становящийся все требовательнее, стал перепоручать ремонт и главное - закупку материалов строительным фирмам. Поэтому именно с ними, а не с конечным потребителем, все чаще приходится общаться розничным торговцам.



Для новостроек можно продавать по два комплекта на каждый санузел

Прошедший и нынешний строительный сезоны запомнились активизацией жилищного строительства как следствия стабилизации гривни. К тому же население получило возможность вкладывать средства в обновление жилья. По оценкам специалистов, половина унитазов, которые стоят в квартирах, построенных до 1990 года, нуждаются в замене в ближайшее время. Дело в том, что средний срок службы унитаза или раковины (речь идет об изделиях советского производства) не превышает 15 лет.

Поэтому сантехника - товар ходовой даже в тех регионах, где уже давно ничего нового не строят. А в новостройки можно вообще в течение года продать по два комплекта сантехники на каждый санузел, потому как нынешние новоселы люди по большей части не бедные, и они с легкой душой могут выбросить только что установленный, новенький, но несимпатичный унитаз и купить более красивый и качественный.

Нынешняя экономическая и валютная стабильность хорошо подсобила продавцам сантехники. Так, в первом полугодии этого года импорт вырастет на 11% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Так что ожидается почти такое же увеличение емкости рынка (на импорт приходится 80% продаж сантехники). Объемы продажи санфаянса (керамических сантехнических изделий: умывальников, биде, унитазов) в денежном измерении с учетом контрабанды специалисты прогнозируют на уровне $15?20 млн.



Самый ходовой товар - чешский, для более требовательных и богатых - испанский

Уже к середине 90-х годов рынок заполнила привозная сантехника. Ее успех был вызван, во-первых, лучшим дизайном и качеством по сравнению с продукцией украинских производителей и, во-вторых, изменением запросов украинского потребителя.

Как результат - сегодня 80% объема продаж сантехники приходится на импорт, в основном благодаря покупателям со средним и выше уровнем доходов. Постепенно пик потребительских симпатий смещался в сторону более дорогого товара.

Сейчас наиболее широко на украинском рынке представлена чешская сантехника. Ее доля постоянно росла и достигла в прошлом году, по официальной статистике, 46%, а по результатам опроса розничных торговцев, проведенного специалистами-керамистами, - все 70%. Очевидно, чешская сантехника сохранила хорошую репутацию, сформированную еще в советские времена.

Однако эта популярность привела к тому, что 30?40% ее объемов завозится нелегально. Из-за демпинга контрабандистов ?белым? импортерам не хочется развивать это направление. Поэтому чешская сантехника исчерпала резервы для дальнейшего своего расширения на рынке. Между тем польская сантехника, которая находится примерно в таком же ценовом диапазоне, в течение 1998?2000 гг. нарастила свою долю рынка - с 9 до 15%.

Второе место на украинском рынке уверенно удерживают испанские производители, увеличившие с 1998 года свою долю с 18 до 25%. Испанская сантехника тоже считается ?демократической?, хотя в ценовом сегменте она несколько выше среднего. Так что в Украине ею интересуется сравнительно массовый и вместе с тем достаточно состоятельный потребитель.

Верхний ценовой сегмент занимает преимущественно итальянская и шведская сантехника. В последнее время на украинском рынке наращивает свое присутствие хорошо известная в Европе, но мало знакомая у нас сантехника португальская.

В ценовом сегменте, который условно можно назвать ниже среднего, с продукцией приемлемого дизайна и качества в течение последнего года на украинский рынок вышли производители из Беларуси, России и Китая, с которыми и конкурирует сантехника украинского производства, стараясь обратить на себя внимание строителей, которые стремятся хоть &#

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com