Технологии строительства и деревообработки.

На зыбкой почве

Специалисты выяснят, почему обвалилась крыша московского аквапарка. Но главное ясно уже сейчас: качество новостроек и безопасность их обитателей не гарантирует никто

Рубченко М. Ступин И. На зыбкой почве // Эксперт. 2004 . №7. C. 24-26


За прошедшую неделю появилось четыре основных версии трагедии, произошедшей 14 февраля в московском аквапарке ?Трансвааль?. Первая ? купол аквапарка мог обвалиться из-за отсутствия достаточной пароизоляции и систем вентиляции. Как заявил в беседе с ?Экспертом? руководитель компании Goregliad Consulting Engineers Евгений Горегляд, проблема теплофизических явлений в закрытых аквапарках ? одна из самых существенных. Г-н Горегляд предполагает, что совокупность таких факторов, как разница температур в помещении и на улице, испарение хлора, а также повышенная влажность и недостаточная вентиляция, могла привести к коррозии конструкций и их разрушению.

Основным возражением против этой версии является сравнительно небольшой срок эксплуатации здания ? всего полтора года. Многие эксперты уверены, что этого времени недостаточно для того, чтобы бетон существенно изменил свои свойства. И хозяева аквапарка клянутся, что эксплуатировали его правильно, все требования по вентиляции соблюдали.

Вторая версия ? причиной трагедии стала ошибка проектировщиков, которые могли неверно рассчитать геометрию купола сложной формы и прочность опор. Такие опасения естественным образом возникают при знакомстве с архитектурой здания: наклонная конструкция из железобетона и стекла поддерживалась основным зданием в центре и колоннами по кругу. Малейшие ошибки в расчетах нагрузки теоретически могли привести к разрушению кровли. Однако главный проектировщик купола Нодар Канчели (он участвовал в проектировании многих новых московских объектов, в том числе купола храма Христа Спасителя, ?Атриума? над Гостиным Двором) уже заявил, что его контора проанализировала проект и не нашла в нем ошибок. Он уверен, что вины проектировщиков нет. К тому же вся проектная документация была согласована во всех нужных инстанциях и все необходимые одобрения от чиновников Москомархитектуры проектировщиками были получены. Мало того, московские специалисты признали аквапарк ?лучшим реализованным проектом 2002 года в области инвестиций и строительства?.

Третьей, возможно, причиной обрушения ?Трансвааля? мог стать грубый строительный брак: либо недобросовестно выполнены строительные работы, либо применялись некачественные материалы. ?Некачественные и несертифицированные материалы применяются в строительстве повсеместно, ? прокомментировал эту версию один из экспертов строительного комплекса, попросивший не называть его фамилию. ? Стандартной является ситуация, когда в проект закладывается один материал, а на деле используется другой. Например, при возведении кровли в проекте закладывается два или три слоя дорогого материала, а при строительстве укладывается один слой дешевого?. Впрочем, пока предположение об использовании при строительстве ?Трансвааля? некачественных материалов не подтверждается. Глава комиссии по выяснению причин катастрофы в аквапарке, первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики, реконструкции и развития Москвы Александр Ко-сован на прошлой неделе публично объявил, что в результате проведенных испытаний комиссия пришла к выводу, что бетон, использовавшийся при строительстве ?Трансвааля?, соответствует проекту.

Вполне вероятной пока выглядит возможность брака в ходе строительных работ. Хотя бы потому, что подобное случается во всем мире. Например, в семидесятых годах в Чехии обрушилась куполообразная крыша стадиона. ?Эксперты очень долго разбирались, тоже сначала грешили на проектировщиков, ? рассказывает генеральный директор экспертной группы "Академстройнаука" Сергей Захаров. ? Но в конце концов выяснилось, что это сварщики неправильно сварили конструкцию, допустив непровары в металлических элементах?.

Последняя версия предполагает, что купол аквапарка упал на людей из-за просадки фундамента. Известно, что здание было построено на насыпном грунте в месте, где раньше били подземные ключи и протекал ручей. Возможно, площадка была недостаточно подготовлена для строительства, и под воздействием воды насыпной грунт, а вместе с ним и фундамент ?просел?. Одна из опорных колонн не выдержала нагрузки и обвалилась. Следом надломился и весь купол. ?Кровли, конечно, подвержены внешним и внутренним воздействиям, ? говорит заместитель председателя правления компании "Технониколь" Владимир Марков. ? Возможны какие-то конструктивные просчеты либо дефекты при ее устройстве. Но они должны быть чудовищными, чтобы за полтора года все рухнуло. Это маловероятно. А вот если ?поехала" плита основания, тогда все понятно. Если ?едет" фундамент, то здание, подобное ?Трансваалю", рассыпается как карточный домик?. В пользу именно этой версии сегодня имеется больше всего аргументов. ?Можно отметить хотя бы тот факт, что рядом с аквапарком ручей, ? говорит генеральный директор компании "Геофизпрогноз" Адам Гликман. ? Ручьи протекают только в тех зонах, которые впоследствии будут проваливаться. Теперь представьте себе атланта, который держит небо. Если у него под одной ногой ?уйдет" грунт, то он свод не удержит. Свидетели рассказывают, что так все и было: сначала ?пошла" колонна, потом потолок. Это характерно для зоны тектонического разрушения, в пределах которой грунт, достаточно прочный перед строительными работами, со временем теряет свою несущую способность?. Еще одним свидетельством в пользу этой версии может служить глубокая трещина, возникшая в необрушившейся части здания, которая продолжает углубляться.



Дворцы на песке



Трагедия в ?Трансваале? подтвердила то, о чем все давно догадывались: две сотни разрешений и согласований, которые необходимо получить, чтобы построить какое-либо крупное здание в Москве, отнюдь не гарантируют качества проектных и строительных работ. Мало того, этот лес административных барьеров, воздвигнутый чиновниками под лозунгом заботы о благополучии граждан, стал источником реальной опасности жизни и здоровью людей. Никакого парадокса в этом нет. Ведь очевидно, что всегда существует некий критический барьер административных требований, при превышении которого работа ?по-честному? становится просто невозможной. Чиновники столичного строительного комплекса превысили этот барьер многократно. Доказательства можно найти в рекламных разделах любого архитектурно-строительного журнала: они пестрят предложениями услуг по получению строительных лицензий, ?согласованию проектно-сметной документации в кратчайшие сроки?, получению разрешений на строительство. Понятно, что главной движущей силой этого обширного бизнеса является тотальная коррупция чиновников столичного стройкомплекса. Мы уже отмечали (см. статью ?Без шансов на успех?, № 3 за 2004 год), что, по свидетельству московских застройщиков, примерно 25% себестоимости строительства в Москве составляют взятки чиновникам за различные услуги ? от выделения землеотводов до получения всех необходимых разрешений. И глупо надеяться, что проектно-сметная документация, приправленная пухлым конвертом с долларами, проходит хоть сколько-нибудь серьезную экспертизу. Более того, совершенно обычной является ситуация, когда нужные бумажки с подписями строители собирают уже в процессе строительства. Казалось бы, почему специалисты называют ?поплывший? грунт наиболее вероятной причиной обрушения ?Трансвааля?, если, согласно действующим нормативным актам, разрешение на любое строительство выдается после проведения инженерно-геологических изысканий? И тем не менее член комиссии по расследованию причин катастрофы в аквапарке, руководитель ?Диггерспаса? МЧС России Вадим Михайлов на прошлой неделе во всеуслышание заявил, что ?до начала строительных работ геодезических исследований участка застройки не проводилось?. Как такое может быть? Всем известно как: справка о проведении инженерно-геологических изысканий давно уже стала обычной формальностью. Чаще всего ее просто покупают. В лучшем случае проводят минимум чисто формальных обследований. До действительно серьезных инженерно-геологических изысканий ни у чиновников строй-комплекса, ни у самих строителей руки не доходят. ?Мы, например, способны проводить спектральную сейсморазведку и уже в течение десяти лет занимаемся прогнозированием аварий и катастроф, сотрудничаем с отделом техногенных катастроф Уральского отделения Академии наук, петербургским ?Водоканалом", ? говорит Адам Гликман. ? Но, к сожалению, строители к нашим услугам прибегают крайне редко?.

Результаты такого пренебрежения можно увидеть и в Москве, и в российской глубинке. В столице беспокойство специалистов МЧС вызывает, например, состояние закрытого куполом бассейна в Большом Кисловском переулке, дом 7: в его стенах обнаружены трещины. Трещины появились в стенах нового элитного жилого здания, построенного на пересечении Цветного бульвара и Колобовского переулка. Летом 2002 года в результате обрушений в здании Олимпийского центра на проспекте Мира погибли двое рабочих. Ярким примером пренебрежения геолого-инженерными исследованиями является накренившееся здание в районе Шипкинского переулка в Петербурге или один из корпусов жилого дома по улице Двинская. ?Все эти строения расположены в зонах с низкой несущей способностью, ? поясняет Адам Гликман. ? Такие зоны хаотично разбросаны. Чтобы их обойти, иногда достаточно перенести строительство объекта на несколько метров. Однако поскольку строителям уже отведен определенный участок под застройку и заплачены все положенные взятки, то лишние хлопоты им ни к чему?. Глубинка тоже дает немало поводов задуматься о качестве строительства в России. Буквально три недели назад, в начале февраля, обвалилась капитальная стена двухэтажного дома почти в центре Абакана. Чуть раньше упала стена здания в Калининграде, рухнула крыша двухэтажного дома, построенного в 1982 году, в Архангельске. В прошлом году в одной из тюменских новостроек обвалились лестничные марши дома, почти готового к сдаче.

Таких примеров множество, но ни один из них не заставил чиновников отказаться от установившейся практики выдачи разрешения за взятки. И пока нет оснований надеяться, что трагедия ?Трансвааля? станет поводом к изменению ситуации. Да, сегодня столичные чиновники изо всех сил демонстрируют активность. Идут расследования, разбирательства, обещаются тотальные проверки и кары небесные. Юрий Лужков признал, что часть ответственности за трагедию лежит на московском правительстве, и намекнул на грядущие административные меры. Не отстает от них и Питер. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко подписала распоряжение о дополнительных мерах по упорядочению инвестиционно-строительной деятельности в Санкт-Петербурге, предписывающее в течение месяца проверить техническое состояние всех строящихся в городе объектов и наличие у них заключений всех необходимых экспертиз.

Застройщики, в свою очередь, выразили готовность оказать всемерное содействие властям. Представители ?ДОН-строя?, например, объявили, что в компании обсуждаются дополнительные меры по усилению безопасности конструкций и элементов зданий. Однако в целом к предстоящей волне проверок девелоперы относятся философски: найдут козла отпущения, например проектировщиков, и все успокоится. ?Возможно, будут ужесточения норм строительства, но все они приведут только к повышению стоимости жилья, ? рассуждает один из аналитиков рынка недвижимости. ? Спрос все равно не упадет. У нас был такой ?знаменитый" дом на Сумской, там на два года приостанавливались работы из-за трещин. Потом люди забыли про трещины и раскупили все квартиры. Так же будет и сейчас ? пошумят, и все забудется?.



Путь к безопасности



Впрочем, есть вероятность, что на этот раз федеральные власти не дадут ?москвичам? спустить дело на тормозах и воспользуются случаем навести порядок в столичном строительном секторе. Для этого в первую очередь необходимо кардинально сократить количество контрольно-разрешительных инстанций и одновременно ужесточить ответственность за нарушение установленных требований. ?Необходимо прекратить порочную практику, при которой разрешительные документы собираются уже в ходе строительства здания, ? говорит Сергей Захаров. ? Ведь о качестве будущего здания и его безопасности можно судить только при наличии проекта. Сейчас же строительство часто ведется без утвержденного пакета документации. И зачем нужно такое количество согласующих инстанций? Вот, например, в Чехии, чтобы построить дом, согласований надо гораздо меньше. Но без них начать строительство просто невозможно: это грозит штрафом или тюрьмой?. Впрочем, даже если сократить число необходимых экспертиз и согласований до минимума, быстрого улучшения качества строительства все равно добиться не удастся. Во-первых, пото

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com