Технологии строительства и деревообработки.

Спад напряжения

Годовой торговый обзор кабельно-проводниковой продукции

Руденко О. Спад напряжения // Бизнес . . 9 сентября 2002 (№ 37) . С. 30-31

В течение последних двух лет торговцы кабельно-проводниковой продукцией отмечают спад напряжения. Рынок насытился, цены и ежегодные темпы роста продаж стабилизировались.



ГОДОВОЙ ТОРГОВЫЙ ОБЗОР




Товар, реализуемый на рынке, ? кабельно-проводниковая продукция (КПП).

Объем рынка в 2001 году ? примерно $380 млн (в оптовых ценах).

Количество операторов ? крупных оптовиков ? 20, производителей ? более 15.

Удельный вес импортной и отечественной продукции ? отечественная продукция ? 75-80%, импортная ? 20-25% (в денежном выражении).



СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ



Год назад торговцы кабельно-проводниковой продукцией смотрели на будущее рынка с оптимизмом (см. БИЗНЕС №34 от 20.08.01 г., стр.48-51). Однако, как нам показалось, в нынешнем году при подсчете объемов продаж КПП за шесть-семь месяцев 2002 года эйфории они не испытали. (Хочу обратить ваше внимание: оценки торговцев во многом диссонируют с утверждениями производителей (см. отраслевой обзор на стр.26-29). На мой взгляд, причины конфликта оценок очевидны и объективны: во-первых, хилость официальной статистики, в чем вы сможете убедиться чуть ниже. Во-вторых, непрозрачность самого рынка, о чем свидетельствует наличие на нем контрафактной продукции.

В-третьих, ?накопление? отложенного спроса. Весной в связи с выборами многие заказы были заморожены, и у торговцев ?зависли? нереализованные запасы. Отыграться они рассчитывают лишь к концу осени. Поэтому и осторожничают. ? Ред.).

По оценкам одних предпринимателей, общая реализация кабеля за этот период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 20-25%. Информацию бизнесменов подтверждает и официальная статистика производства и импорта КПП в Украине. По данным Гос-комстата, общий объем импорта КПП в Украину в первом полугодии 2001 года составил $21,7 млн, за аналогичный период 2002 года было ввезено товара на $18,9 млн (в ценах инвойсов). Кроме того, согласно официальной статистике, общий объем производства кабелей (контрольных, силовых, рассчитанных на напряжение до и более 1 кВ, и гибких, для городской телефонной сети, дальней связи), проводов установочных, шланговых и обмоточных в первом полугодии 2002 года составил 78,3 тыс.км. За аналогичный же период 2001 года было выпущено 84,3 тыс.км. Правда, следует отметить, что увеличилось производство автопроводов ? с 15,6 тыс.км до 24,8 тыс.км.

Другие предприниматели утверждают, что продажи кабеля в этом году по сравнению с прошлым годом у них выросли. Однако темпы роста реализации замедлились.

?Виновник? отрицательной динамики продаж кабеля ? отвлечение средств на предвыборные баталии. По словам торговцев, по этой же причине начало сезона активных продаж КПП в 2002 году сдвинулось примерно на месяц и пришлось на середину июля.

Однако августовские объемы реализации дают бизнесменам надежду, что спрос на КПП этой осенью будет выше, чем в прошлом году. По их словам, многие заказчики возобновляют финансирование ?замороженных? с прошлой осени строительных проектов и составляют новые планы по расширению строительных и электромонтажных работ.



ИМПОРТ



По оценкам предпринимателей, в 2002 году по сравнению с прошлым годом доля продаж импортной продукции в Украине уменьшилась. Сейчас импортный товар обеспечивает примерно 20% общего объема продаж на украинском рынке (в денежном выражении).

По официальной статистике, в первом полугодии 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года РФ сократила поставки кабеля (в денежном выражении). Вместе с тем некоторые оптовики ожидают, что реализация российской продукции на украинском рынке в этом году может увеличиться. Оперативные данные по импорту российской КПП за июль-август пока не обнародованы, но, по информации операторов, продажи кабеля из РФ на отечественном рынке существенно выросли.

Заметно увеличился импорт в Украину польской КПП. В последние годы польские кабельные заводы модернизировались и, по словам торговцев, выпускают товар, сравнимый по качеству с немецким, но продают его дешевле, чем немецкие предприятия.



ЦЕНЫ

Цены на рынке КПП на протяжении уже примерно полутора лет остаются неизменными. Не стал исключением и 2002 год. По словам операторов, главные ценовые войны отгремели еще в 1999-2000 годах.

Впрочем, иногда торговцы еще разминаются кратковременными предложениями продукции по демпинговым ценам. Кроме того, как говорят оптовики, производители любят повоевать ценой и друг с другом, в основном на тендерах, проводимых крупными государственными организациями. Но заметных результатов подобные приемчики уже не приносят.

Да и рентабельность многих торговых компаний уже находится на том уровне, когда ее дальнейшее снижение не позволит успешно рекламировать свой товар, развивать логистику, сервис и т.д.

По оценкам некоторых бизнесменов, сегодня чистая прибыль оптовика, зарабатывающего за счет большого оборота товара, составляет 2-3%. Наценка крупного оптовика ? 5-15%, оптовика средней величины ? 10-20% (в зависимости от вида продукции).

По мнению оптовиков, если колебания цен на рынке и возможны, то лишь вследствие изменений стоимости сырья, особенно импортного.

Кстати, некоторые импортеры отметили, что в связи с увеличением европейских цен на некоторые виды сырья, необходимого для производства кабеля, украинским импортерам, дабы не сильно повышать ?выходные? цены, пришлось жертвовать своим заработком. Например, если год-полтора назад оптовая торговая наценка импортера составляла по многим видам КПП до 30%, сейчас она ? 5-15%.



АССОРТИМЕНТ



По оценкам торговцев, существенных изменений в структуре продаж кабельно-проводниковой продукции за год не произошло (структуру продаж, по данным разных компаний, см. в табл.1-3).

Материал. По оценкам кабельщиков, в 2001/02 маркетинговом году существенно вырос спрос на медные провода и кабель. Если семь-восемь лет назад 85-90% выручки торговцам обеспечивал алюминиевый кабель, сейчас, по различным оценкам, объемы продаж медных проводников (в денежном выражении) составляют 55-70%.

Медная КПП дороже алюминиевой в среднем в 1,8 раза, но ее эксплуатационные качества выше, чем у алюминиевой.

Сфера применения. Некоторые торговцы отметили, что в 2002 году вырос удельный вес продаж КПП так называемого бытового назначения. По различным оценкам, ?бытовуха? сейчас обеспечивает торговцам до 40% выручки.

Силовой кабель. По оценкам бизнесменов, в 2002 году снизились продажи силового кабеля с жилами большого сечения (от 50 кв.мм). У некоторых компаний объемы продаж (в физическом выражении) снизились примерно в 2 раза по сравнению с продажами прошлого года. Напротив, растут продажи кабеля ?мелкого? сечения (сечение жил ? до 35 кв.мм). Его используют в основном при ремонте и строительстве коттеджей, офисов и т.д.

В результате, по оценкам бизнесменов, сейчас кабель ?мелкого? сечения обеспечивает торговцам примерно 50% выручки от общих продаж силовых кабелей.

По оценкам торговцев, если ранее стройорганизации отдавали предпочтение низковольтному силовому кабелю в 4-жильном исполнении, за последний год в несколько раз вырос спрос на 5-жильный кабель (ранее его закупали в мизерных количествах). Сейчас при строительстве помещений вместо обычных автоматических выключателей строители стали устанавливать УЗО (устройства защитного отключения), отличающиеся повышенной надежностью при возникновении неполадок в сети. А для их функционирования необходим 5-жильный кабель (три жилы на ?фазу?, одна ? на ?ноль?, одна ? для заземления).

Провода. Почти в 2 раза вырос спрос на соединительные гибкие провода со скрученными жилами (маркировка ПВС). Их преимущества ? гибкость, толстая изоляция и надежность в работе. Сейчас продажи такого провода обеспечивают торговцам около 10% выручки от реализации всей КПП.



Таблица 1



Примерная структура продаж КПП в 2002 году





Наименование продукции


% продаж





Бронекабель (1 кВ)


2





Силовой кабель


41





Контрольный кабель


1





Телефонный кабель


1





Радиочастотный кабель


5





Установочный провод


8





Осветительный шнур


38





Радиопровод


2





Монтажный провод


1





Термостойкий провод


1






По данным компании "Капро"





Таблица 2



Примерная структура продаж КПП в Украине





Наименование продукции


% продаж





2001г.


Первая половина 2002г.





Кабели силовые высоковольтные


0,68


1,03





Кабели силовые низковольтные


38,08


45,58





Кабели гибкие


4,69


8,28





Кабели контрольные


6,88


4.91





Кабели и провода телефонные


15,64


8.53





Провода установочные


14,47


16,52





Провода соединительные


7.84


11,56





Эмаль-провода


2,02


1,52






По данным ассоциации "Промкабель"





Таблица 3



Примерная структура продаж импортной КПП (из стран дальнего зарубежья)



Наименование продукции


% продаж





Кабель "витая пара"


8-9 (высокочастотный)





Кабель коаксиальный


2-3 (высокочастотный)





Кабель телефонный


11-12





Кабель медный силовой


50-55





Кабель медный гибкий


12-13





Кабель контрольный


3-4





Провода


3-4






По данным операторов.





ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ



Олеся МАЗЕПА (33), заместитель директора компании ?Капро? (г.Киев; оптово-розничная торговля КПП и ЭТП; штат ? боле 400 сотрудников):

? У нашей компании в этом году по сравнению с 2001 годом наблюдается примерно 16%-ный рост продаж кабельно-проводниковой продукции. Однако темпы роста реализации ниже, чем в 2001 году.

Цены на КПП за последние годы стабилизировались. Их незначительные колебания были связаны в первую очередь с изменением стоимости используемого при производстве КПП сырья (медной или алюминиевой катанки, пластикатов).

К сожалению, на рынке присутствует кабельно-проводниковая продукция по демпинговым ценам, не соответствующая требованиям существующих ГОСТ и ТУ (например, нехватка в жиле меди до 20%). Поэтому приходится постоянно отслеживать качество поставляемого товара.

Сейчас в большинстве случаев (за исключением комплектации крупного строительства) цена не является решающей при покупке КПП.

За последний год увеличилось количество покупателей, делающих комплексные заказы. Их интересует не только широкий ассортимент кабеля, но и наличие в магазине электротехнической продукции (ЭТП). Отмечу, что в 2001/02 маркетинговом году удельный вес продаж ЭТП в общем обороте вырос. Например, сейчас эта продукция обеспечивает до 50% оборота нашей компании.



Станислав ШЕПЧИНСКИЙ (50), директор компании Sivax (г.Киев; оптовая торговля КПП и ЭТП; штат ? 15 сотрудников):

? Так как отечественное производство КПП развивается, доля продаж импортной продукции на украинском рынке, безусловно, снизилась. Но спрос на нее сложился устойчивый. Всегда найдутся заказчики, которым необходима высококачественная продукция производителей из Западной Европы, хотя она и дороже отечественной. Например, сейчас наблюдается устойчивый рост экспорта сложного электротехнического оборудования, продукции машиностроительного комплекса. Для их производства украинские предприятия предпочитают закупать импортную КПП и принадлежности к ней, которые имеют международный сертификат.

В этом году наблюдается рост спроса (на 30-40%) на импортную силовую КПП с повышенными техническими характеристиками, видами защиты и степенью безопасности. Увеличение ее потребления связано, например, со строительством терминалов для хранения ГСМ и других объектов с повышенными требованиями к безопасности.

С повышением требований международных стандартов к структурированным кабельным сис-темам значительно увеличились спрос и, соответственно, имï

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com