Технологии строительства и деревообработки.

Разводной мост

О выгоде торговли электрофурнитурой

Олейник И. Разводной мост // Бизнес . 2001 . 6 августа 2001 (№ 32) . С. 46-47

С точки зрения электрона, выключатель или розетка ? разводной мост. А для продавцов электрофурнитуры это источник ежегодно растущей прибыли



Товары, реализуемые на рынке, ? электроустановочное оборудование (выключатели, розетки, штепселя и пр.).

Объем продаж в 2000 году ? $10-12 млн в розничных ценах. Количество операторов ? крупных импортеров ? около 20, отечественных производителей ? более 10.

Удельный вес импортной и отечественной продукции ? 70% ? отечественный товар, 30% ? импортный (в физических величинах).

Структура продаж ? 60% ? розетки, 30% ? выключатели, 10% ? прочее (в физических величинах).



Объем рынка



По данным трейдеров, в 2000 году в Украине было реализовано около 10 млн шт. розеток и выключателей на $10-12 млн, что примерно на 20% больше, чем в 1999 году. Уже первое полугодие 2001 года показало, что многие оптовики превысили свои выторги за аналогичный период прошлого года. По данным Госкомстата, в 2000 году в страну было ввезено иностранной фурнитуры почти на $4 млн в ценах инвойсов (что, как считают продавцы, составляет $7-8 млн в розничных ценах), а внутреннее производство не превысило $1 млн в отпускных ценах (в рознице ? почти $2 млн). По мнению крупных операторов, остальной товар (еще на $1-2 млн в розничных ценах) ввозится в страну с нарушением таможенных правил.

В последние годы у официальных импортеров возникают проблемы с сертификацией товара. Поэтому большинство из них предпочитают работать с продукцией известных производителей, сертификацией которых занимаются их представительства в Украине.

Хотя от продажи импортных изделий денег выручено больше, в количественном исчислении продано больше отечественных розеток и выключателей. В небольших населенных пунктах и областных центрах больше приобретают отечественного товара (около 70% в физических величинах), а в столице и крупных населенных пунктах ? импортного (более 60% в физических величинах).

По оценкам торговцев, спрос на импортную электрофурнитуру в последние два года увеличился. И не только потому, что этот товар многие торговцы рекламируют как более качественный. Дело в том, что почти ежегодно цены на дорогие розетки, выключатели, короба для кабеля снижаются на 2-5%. И к тому же импортеры стараются расширять ассортимент поставляемой на украинский рынок продукции.



Торговые марки и производители



Главные производители электрофурнитуры в нашей стране ? предприятия Украинского общества слепых (УОС). По оценкам торговцев, на рынке хорошо известен товар симферопольского, полтавского заводов УОС. Последние два года потребителям предлагает свою продукцию компания ?ЭлектроМакс?. Насколько нам известно, некоторые изделия польской компании Polo также собирают в Украине.

Поскольку отечественное электроустановочное оборудование стоит гораздо дешевле импортного, то именно его используют в массовом строительстве, при реконструкции и ремонтах госпредприятий и учреждений (хотя некоторые государственные организации могут позволить себе и дорогостоящую импортную фурнитуру).

Наряду с отечественным, электроустановочное оборудование представлено зарубежными марками General Electric (США), ABB (заводы в Германии и Чехии), Legrand (Франция), Siemens, Elso, Berker, Rehau (Германия), Ensto (Финляндия), Vimar (Италия), Eltra, Polo (Польша, частично ? Украина), Prodax (Венгрия), VI-KO и Makel (Турция) и др.



Ассортимент



Продавцы отмечают, что ассортимент розеток и выключателей в последние годы стал очень широким. Сегодня в розничной продаже можно встретить специальные розетки для компьютера, телевизионные, предназначенные для влажных помещений, с заземлением и без, круглые, квадратные, многоугольные, розетки с катапультой, выталкивающие вилку, и пр. По оценкам маркетологов, в 2000 году заметно увеличился покупательский интерес к электронике, позволяющей дистанционно включать и выключать свет, к датчикам движения, регуляторам света.

Наиболее покупаемый товар ? розетки. Например, при ремонте двухкомнатной квартиры покупатель приобретает около 20 розеток и лишь шесть выключателей. А при обустройстве одного кабинета в офисе ? 8-10 розеток и два выключателя.

В 2000 году розеток было продано примерно на $6 млн, что почти на 20% больше, чем в 1999-м. А от продажи выключателей различных типов торговцы выручили около $4 млн, что примерно на 15% больше, чем в 1999 году.

Всю электрофурнитуру продавцы условно разделяют на дешевую, среднюю по цене и дорогую.

Дешевый товар. Больше всего в 2000 году и первом полугодии 2001 года продавалось дешевых изделий (стоимость ? $0,16-0,7 за 1 шт.). Как правило, это товар отечественных, а также турецких и польских производителей, не отличающийся разнообразием расцветок(в основном белый и цвет слоновой кости) и дизайна. Электрики не всегда положительно отзываются о качестве изделий.

Всевозможных розеток этой ценовой группы было продано, по разным оценкам, 4 млн шт. на общую сумму более $1,4 млн, а выключателей ? примерно 1,5 млн шт. более чем на $1 млн. Объемы продажи в натуральном исчислении по сравнению с 1999 годом увеличились почти на 10%. Примерно 30% дешевой отечественной фурнитуры уходит, минуя розницу, на оснащение новостроек.

Товар по средним це-нам. Электроустановочной фурнитуры, которую предприниматели относят к средней ценовой группе ($0,8-2 за 1 шт.), в прошлом году было продано примерно на $3,5 млн. При этом розеток ? около 2 млн шт., а выключателей ? 0,6-0,8 млн шт. Объемы продажи этого товара в прошлом году оставались на уровне 1999 года. Помимо разнообразных по расцветке, со сменными рамочками, встречаются и так называемые сервис-розетки, выталкивающие вилку после нажатия на рычаг, различные датчики движения, светорегуляторы. Это товар отчасти отечественных, а также турецких, польских, чешских и немецких производителей.

Дорогой товар. От продажи дорогого товара ($3-6 за 1 шт.) торговцы выручили в прошлом году около $3,5 млн. По разным оценкам, было продано более 0,5 млн розеток на $2 млн и примерно столько же выключателей на $1,5 млн. Наряду с классическими, появляются и эксклюзивные изделия с оригинальным дизайном, изготовленные из различных материалов (дерево, камень, металл и др.). Среди дорогостоящих есть розетки с защитой от перенапряжения, со встроенным устройством отключения и др. Отличительная черта изделий дорогой группы ? на контакты в точке касания нанесены специальные сплавы, система крепежа ? безвинтовая. Отечественные производители не готовы пока к выпуску дорогостоящей электрофурнитуры, поэтому такая продукция в основном иностранного производства (Германия, Франция, Чехия, Италия и др.).

Торговцы считают, что дорогой товар имеет неплохую перспективу в Украине. По их оценкам, спрос на дорогую фурнитуру по сравнению с 1999 годом увеличился почти в полтора раза.

На рынке присутствует и элитный товар. Как правило, цена на эти изделия колеблется от $20 до $25 за 1 шт. Но похвалиться большими объемами продаж элитных штучек продавцы не могут. Чаще всего это единичные заказы под конкретный проект.



Опт

По оценкам трейдеров, на украинском рынке работает около 20 импортеров, каждый из которых способен в среднем поставлять ежегодно в страну около 200 тыс. шт. различных изделий на $200-300 тыс. Наценка импортеров ? 10-30%. Фирм, специализирующихся исключительно на поставках розеток и выключателей, в Украине почти нет. Как правило, оптовики-?инсталляторы? предлагают широкий спектр электроустановочного оборудования, в котором на ?розеточную? продукцию приходится не более 30% выторга.

Наряду с крупными импортерами, на рынке электрофурнитуры работают импортеры-?середнячки? (таких фирм в Украине около полусотни), способные ежегодно все вместе ввозить в страну около 3 млн шт. розеток и выключателей. В среднем каждая такая компания ввозит примерно 60-70 тыс. шт. изделий. Их наценка ? до 25%. По оценкам трейдеров, в последнее время количество таких компаний несколько уменьшилось. Более крупные фирмы теснят на рынке ?середнячков?. И велика вероятность того, что некоторые фирмы ?среднего ранга? переквалифицируются в дилеров крупных оптовиков.

Почти ушли с рынка мелкие торговцы-одиночки, которые завозили небольшие партии товара из-за рубежа. Сегодня многие челноки везут товар для собственных лоточных ?сетей?.



Розница



По оценкам продавцов, в 2000 году в розницу попало примерно 70% ввезенного и произведенного товара. Остальное оптовики и производители продали различным строительным компаниям.

Товар распределялся неравномерно. Большая часть его (примерно на $5 млн) была реализована через всевозможные магазины, меньшая (более $2 млн) ? через хозяйственные рынки. Правда, в некоторых крупных городах больше электрофурнитуры продается на рынках, а в провинциальных городах и небольших населенных пунктах ? в хозяйственных магазинах и универмагах.

Магазины. Традиционно электроаксессуары продавались исключительно в отделах электротоваров хозяйственных магазинов. Однако многие торговцы считают, что сегодня в небольших постсоветских хозмагах нет смысла выставлять широкий ассортимент электрофурнитуры (особенно импортной), достаточно представить два-три вида недорогих розеток, до четырех видов выключателей, а также пробки, штепселя, удлинители.

В больших универмагах, хозяйственных, строительных и специализированных магазинах розеток может быть более пяти видов, выключателей ? шесть-семь. Здесь наряду с дешевым товаром можно встретить и дорогостоящие изделия. Рядом с этой продукцией в торговой точке обычно продается и различный товар ?в тему?. Это удлинители, кабельно-проводниковая продукция, электрозвонки, электроосветительные приборы и т.п. При этом торговцы рекомендуют выставлять розетки и выключатели на специальных стендах, а не просто выкладывать на витрине. В месяц сравнительно небольшой строительный магазин выручает от продажи фурнитуры 600-1000 грн. Торговые наценки не превышают 25%.

Хозрынки и лотки. На хозяйственных рынках продают в основном недорогие розетки и выключатели (до $1,5 за 1 шт.). Элитная продукция здесь ? редкость. В последнее время розетки, выключатели и удлинители можно увидеть и на лотках, специализирующихся на продаже электрических батареек, калькуляторов, часов. Торговая наценка ?лоточников? и продавцов на хозяйственном рынке ? до 30%. В неудачный месяц один ?лоточник? продает розеток и выключателей примерно на 600-800 грн. Хотя, случается, 200-300 грн. он может выручить и за день, если повезет на клиента, который закажет сразу полный комплект фурнитуры на двух- или трехкомнатную квартиру.



Сезонность



По утверждениям большинства продавцов, электрофурнитура равномерно продается на протяжении всего года. В то же время некоторые фирмы утверждали, что покупательская активность несколько возрастает весной и к концу лета, когда в разгаре ремонтно-строительные работы.



Реклама



Торговцы предпочитают рекламировать электрофурнитуру в специализированной прессе, прайс-листах (строительная, электротехническая тематика). Примерно 40% ?электрофурнитурщиков? готовы давать рекламу именно в такой прессе, 20% ? в различных изданиях типа ?Энциклопедия быта? или ?Потребитель?, где можно рассказать о свойствах и технических характеристиках электрофурнитуры рядовому потребителю, еще 20% отдают предпочтение газетам бесплатных объявлений и примерно столько же ? специализированным выставкам. Некоторые компании регулярно проводят семинары для профессионалов (архитекторов, электриков, прорабов).

Крупные фирмы периодически дают рекламу в метро и на телевидении, чтобы ?засветить? не столько торговую точку, сколько торговую марку. В некоторых случаях финансирует такую рекламу производитель. Но сиюминутной прибыли эта реклама не дает, и продавцы вскоре отказываются от этих рекламоносителей.

Продавцы на хозяйственных рынках, а также некоторые оптовые компании привлекают специальными скидками электриков. Ведь очень часто именно от мнения электрика зависит решение клиента, у кого и какую электрофурнитуру покупать.



"ЕВРО"



В погоне за прибылью и стремлении привлечь клиента ?диковинкой? торговцы часто не учитывают покупательский спрос на ту или иную продукцию. Например, появление на украинском рынке различной электротехники с ?евровилкой? привело к тому, что продавцы стали предлагать переходники с ?евростандарта на отечественный?. В современных офисах, гостиницах, квартирах уже устанавливают ?евророзетки?. Но так как у большинства потребителей еще много электроприборов с родной отечественной вилкой, то включить в ?евророзетку? такой прибор нельзя. Найти же в продаже переходник ?с отечественного стандарта на евро? оказалось нелегко.



ПРОГНОЗ



Оставшиеся месяцы 2


Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com