Технологии строительства и деревообработки.

Спектральный анализ'2003

Рынок лаков и красок

Бек Ш. Спектральный анализ'2003 // Бизнес . . 24 марта 2003 (№ 12) . С. 79-83

Последние два-три года украинский рынок лакокрасочных материалов (ЛКМ) стабильно развивается. Предприятия осваивают новые технологии, модернизируют оборудование, сертифицируют свои производства в соответствии с европейскими стандартами. Естественно, эти успехи отражаются на конечных результатах, в частности на объемах производства.

По предварительным данным, в 2002 году было произведено ЛКМ на 8,3% больше, чем в 2001 году.

В условиях жесткой конкуренции многие производители вынуждены постоянно снижать цены на свою продукцию, что сказывается на эффективности ведения ?красочного? бизнеса. Фигуранты рынка ЛКМ всерьез подумывают о прекращении ценовой войны и о выработке единых правил игры.



Паспорт отрасли










Количество основных производителей лакокрасочной продукции в Украине в 2002 году ? 73.

Объемы производства лакокрасочной продукции в 2002 году ? 141,273 тыс.т (предварительные данные); в 2001 году ? 130,456 тыс.т.

Экспорт лакокрасочной продукции (коды УКТ ВЭД 3208000000, 3209000000 и 3214000000) в 2002 году ? 15,954 тыс.т на ,675 млн (FOB); в 2001 году ? 19,362 тыс.т на ,313 млн (FOB).

Импорт лакокрасочной продукции (коды УКТ ВЭД 3208000000, 3209000000 и 3214000000) в 2002 году ? 61,231 тыс.т на ,784 млн (CIF); в 2001 году ? 57,534 тыс. т на ,016 млн (CIF).

Данные Госкомстата.




Ситуация



Потребительский спрос на лакокрасочную продукцию на внутреннем рынке стабильно растет, что подтверждают возросшие объемы производства и импорта, а также снижение объемов экспорта (впрочем, о последнем признаке есть и другое мнение ? см. стр.80). Постепенно устраняется техническая и технологическая отсталость отечественных предприятий. Украинские ?краскотеры? овладевают современными энергосберегающими технологиями, модернизируют собственные линии под них, сертифицируют производство по самым последним версиям международных стандартов, разрабатывают новые рецепты красок, расширяют их палитру, организуют цеха по изготовлению сырьевых компонентов. В общем, ?лакокрасочники? пытаются выстроить целостную, вертикально интегрированную структуру производства.

К сожалению, все эти положительные процессы на рынке лаков и красок сопровождаются рядом существенных проблем: отечественная сырьевая база слаборазвита, украинского производителя оборудования нет в природе, на рынке продается масса поддельной продукции. Инструменты (государственное регулирование, специализированные институты, действенная программа защиты от фальсификации), при помощи которых можно было бы решить эти проблемы, до сих пор не задействованы. К тому же нет и координирующего центра, который отстаивал бы интересы производителей. Существовавшая ранее ассоциация ?Укрлакокраска? в 1994 году приказала долго жить. Сейчас участники рынка пытаются вновь объединиться (см. ?Объединение NEWS? на стр.82).



Производители



В Украине уже третий год подряд растут объемы производства лакокрасочной продукции. По предварительным данным, в 2002 году было произведено 141,3 тыс.т лакокрасочных материалов, это на 10,8 тыс.т (8,3%) больше, чем в 2001 году.

Больше всего красок и лаков делают в Днепропетровской области. Здесь расположен самый крупный отечественный производитель ? ОАО ?Днепропетровский лакокрасочный завод?, который, по оценкам специалистов, выпускает 25-30% украинской лакокрасочной продукции. Кроме того, на Днепропетровщине трудятся такие компании, как ООО СП ?Мефферт Ганза Фарбен?, ООО ?Бион-Импэкс?, ПК ?Лидер? (все ? г.Днепропетровск), СП ?Софрахим? (г.Павлоград), ЗАО ?Криворожский суриковый завод? (г.Кривой Рог), ОАО ?Спектр?, ООО ПП ?ЗИП? (оба ? г.Днепродзержинск) и др. По словам специалистов, в самом Днепропетровске официально зарегистрированы 27 лакокрасочных предприятий.

В Житомирской области погоду делает АОЗТ ?Коростенский завод ?Янтарь? (г.Коростень), в Кировоградской ? АОЗТ ?Химрезерв? (г.Кировоград), в Сумской ? ОАО ?Сумыхимпром? (г.Сумы), во Львовской ? ООО ?Снежка-Украина? (г.Яворив), ОАО ?Галлак? (г.Борислав), в Харьковской ? АОЗТ ?Красный химик?, ООО ?Бордо?, ООО ?Тимэкс? (все ? г.Харьков), в Луганской ? ОАО ?Химик?, ООО ?Луга-колор? (оба ? г.Луганск).

В общую статистическую копилку приличный вклад вносят киевские мастера лакокрасочных дел ? ЗАО ?Лакма?, ООО ?Сплав МВ?, ООО ?Йоби-Украина?, ООО ?БНС-Фарба?, СП ?Интерлюкс? и др.

На лакокрасочном рынке заметны также ОАО ?Черкасский лакокрасочный завод ?Аврора? (г.Черкассы), ЗАО ?Нифар? (г.Нежин, Черниговская обл.), ООО ?Стиролхимбыт? (г.Горловка, Донецкая обл.), ОАО ПТФ ?Элакс? (г.Одесса).

Средние цены на некоторые импортные компаненты, используемые в производстве красок




Наименование


Цена с НДС, грн. за 1 кг





Связующие (дисперсия акриловая, поливинилацетатная)

5-8





Наполнители (карбонат кальция, тальк)


0,3-1





Пигменты (двуокись титана)


7,5-17





Пеногасители


10-12





Загустители


40-50





Консерванты


18-20





Пленкообразователи


15-18





Диспергаторы


10-12





Полифосфат натрия, аксаметафосфат натрия, 10%-ный раствор

1-1,5









Потребление



Чтобы рассчитать объемы украинского лакокрасочного рынка, воспользуемся формулой ?(объемы производства + импорт) - экспорт?. По госкомстатовским данным, в Украине в 2002 году было произведено 141,273 тыс.т, импортировано 61,231 тыс.т и экспортировано 15,954 тыс.т лакокрасочных материалов (ЛКМ). В результате простых арифметических действий получается, что объем потребления лаков и красок в Украине в 2002 году составил 186,55 тыс.т. После подведения окончательных итогов (подадут статотчетность малые, совместные и ?подсобные? предприятия) эта цифра может вырасти до 200 тыс.т. Оценки фигурантов рынка иногда отличаются оригинальностью: некоторые считают (вопреки госкомстатовским данным), что в стране потребляется лишь 150 тыс.т ЛКМ, другие раздувают емкость рынка до 280-300 тыс.т в год. Так или иначе, в Украине потребляется 3,86-4,14 кг краски в год в расчете на душу населения. Для сравнения: в странах Европы этот показатель колеблется в пределах 10-23 кг.



Сбыт



На протяжении всего предыдущего года производители решали вопросы не только модернизации оборудования. Особое внимание они уделяли сбытовой политике.

Лишь немногие ?лакокрасочники? проводили широкомасштабную рекламную кампанию. Более-менее серьезные рекламные расходы смогли себе позволить только крупные предприятия. В поисках потенциальных клиентов они не ограничивались подачей рекламы в специализированные газеты и журналы: появлялись на телевидении, занимали ?билбордовские? площади, открывали фирменные магазины. Кстати, отечественные ?лакофарбники? постепенно оснащают собственные магазины и представительства колеровочными установками, чтобы взыскательный потребитель смог ?не отходя от кассы? подобрать нужную краску и заказать ее изготовителю.

Производители красок и лаков активно формировали собственную сбытовую сеть. По всей стране они открывали представительства, создавали дилерские сети. Некоторым удалось в течение года открыть 10-15 представительств.



Цены



В течение прошлого года цены на лакокрасочные материалы упали на 20% по сравнению с 2001-м. Кстати, нынешний сезон производители, по их же утверждениям, также начинают со скидок (как минимум на 5-10%). Это свидетельствует как об ужесточении конкуренции на лакокрасочном рынке, так и о большой доле подделок в ?обороте?. Такая игра на понижение цен не всем по душе, точнее, по карману. Некоторые фирмы, не выдержав, сходят с дистанции.

Удешевить продукцию без особого ущерба для себя смогли те, кто внедрил новые энергосберегающие технологии, разработал и освоил недорогие рецепты приготовления красок и лаков, выстроил оптимальные снабженческие схемы. К примеру, один киевский ?мастер лакокрасочных дел? сказал, что предприятие сменило регион закупок сырья: с европейского рынка завод переключился на азиатский, там его сырье несколько дешевле, а качество его ничуть не хуже.

Снижение цен на продукцию вызывает и соответствующее уменьшение рентабельности производства. Некоторым производителям в таких условиях приходится сворачивать свою деятельность или снижать объемы производства. В нынешнем году ?свернулся? ОАО ?Львовский лакокрасочный завод?, в настоящее время на предприятии работает ликвидационная комиссия. Чтобы прекратить бессмысленную ценовую войну, некоторые производители стали призывать конкурентов к совместным скоординированным действиям на рынке (см. ?Объединение NEWS? на стр.82).

Одновременно с падением отпускных цен на продукцию отечественных производителей наблюдается некоторое повышение розничных цен на зарубежную продукцию. Импортеры связывают это с повышением курса евро. По их мнению, импортные краски подорожали на 5-10%. 1 кг отечественных водно-дисперсионных красок стоит от 2,7 грн. до 8,7 грн. Импортная ?дисперсионка? дороже на 0,2-0,5 грн.



Госрегулирование



В 2002 году государство особо не регулировало рынок лакокрасочной продукции. Постановление Кабинета министров №737 от 01.06.02 г. ?О перечне, объемах и порядке ввоза товаров, которые используются для строительства и производственной деятельности предприятий по производству автомобилей и комплектующих изделий к ним и не облагаются налогом во время ввоза их на таможенную территорию Украины? коснулось ?краскотеров? лишь косвенно. В этом документе приведен список товаров, с которых до 1 января 2008 года не будут взыскивать ввозную пошлину и налог на добавленную стоимость (НДС). Льготы распространяются на импорт только тех товаров, которые в Украине не производятся. В перечень попали и готовые краски, ввозимые в Украину под кодами 3208109000 ? краски и лаки, содержащие сложные полиэфиры, 3208209000 ? краски и лаки на основе акриловых или виниловых полимеров, 3208909100 ? краски и лаки на основе синтетических полимеров, а также лакокрасочное сырье под кодами 3814000000 ? растворители и разбавители сложные органические, готовые смеси для удаления красок или лаков, 3824904000 ? растворители и разбавители сложные неорганические для лаков и аналогичных веществ, 3907000000 ? полиацетаты.

Большинство производителей об этом документе не знают, те, кто в курсе дела, говорят, что постановление касается только автоэмалей. Но есть ?лакокрасочники?, недовольные этим постановлением (см. мнение Сергея Нестеровского).



Сырьё



Практически ни один вид отечественной лакокрасочной продукции не изготовляется без иностранных компонентов. Отечественное сырье либо не соответствует современным требованиям, либо производится в недостаточных объемах, либо в основном вывозится на экспорт.

Основные производители лакокрасочного сырья: ГАК ?Титан? (г.Армянск, АР Крым), ОАО ?Сумыхимпром?, ГП ?Рубежанский казенный химический завод ?Заря? (Луганская обл.), ОАО ?Авдеевский коксохимический завод? (Донецкая обл.). В Армянске и Сумах делают пигменты (двуокись титана, красный железоокисный, желтый железоокисный), в Рубежном ? пентаэритрит и фталевый ангидрид, в Авдеевке ? фталевый ангидрид. Но кроме этих основных компонентов для производства краски необходимо использовать добавки, повышающие качественные характеристики продукции (срок хранения, укрывистость, блеск, скорость высыхания и пр.).

Парадоксальная ситуация складывается с фталевым ангидридом. ?Сырьевики? из Авдеевки и Рубежного предпочитают продавать свою продукцию за рубеж, тогда как ?лакокрасочники? вынуждены импортировать этот ингредиент. Днепропетровские ?лакокрасочники?, которым приходится завозить пентаэритрит и фталевый ангидрид из той же России, просят правительство разобраться в этой ситуации. Что касается водно-дисперсионных красок, то почти все компоненты для их выпуска украинцы ввозят из-за рубежа.



Импорт-экспорт



По данным Госкомстата, в 2002 году в страну завезли 61,2 тыс.т лакокрасочной продукции (коды УКТ ВЭД 3208000000, 3209000000 и 3214000000), что на 3,7 тыс.т больше, чем в 2001-м. Напомним, что за тот же период в стране произвели 141,273 тыс.т, а вывезли 15,954 тыс.т ЛКМ. Доля импортной лакокраски на внутреннем рынке составила примерно треть. Отечественные производители красок обеспокоены этим обстоятельством и намерены просить государство повысить пошлины на ввоз ЛКМ.

Иностранные ?красочные? реки в основном текут из Германии, Польши, России, Турции и Финляндии, полноводные ручьи ? из Швеции, Италии, Голландии, Франции, Словении, Англии, Эстонии и Чехии. В частности, в Украине продают краски таких известных фирм, как Akzo Nobel (Голландия), Tikkurilla (Финляндия), Meffert AG, Jobi, Mipa, Caparol (все ? Германия), Vivacolor (Эстония), Marshal (Турция), Oikos (Италия), Landora, Bekkers (Швеция), Sniezka (Польша) и др. Некоторые из этих компаний в 2000-2001 годах на территории Украины открыли сî

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com