Технологии строительства и деревообработки.

Клейкий" рынок

Обзор отечественного рынка клея

Самбрус Е. "Клейкий" рынок // Строительство и реконструкция . . 8 апреля 2002 (№ 4) . С. 30

Объем рынка



Составить даже приблизительную картину объемов продаж клея на отечественном рынке, опираясь на таможенную статистику, оказалось довольно сложно. Она не отражает реальных объемов продаж импортной продукции на рынке. Назвать точную цифру отечественного производства клея тоже практически невозможно, так как Госкомстат не владеет такими данными.

По оценкам специалистов, доля импортной и отечественной продукции находится в соотношении 30/70. При этом, большую выручку продавцы клея получили от продажи строительного клея.

Строительный клей




Операторы данного рынка, как правило, делят строительный клей на: клей для керамической плитки и природного камня, для мягких напольных покрытий и паркета, обойный и монтажный клей.

По оценкам специалистов, продажи строительного клея за последние 3 года стремительно росли. Объясняется эта тенденция активным развитием украинского рынка стройматериалов и строительной отрасли в целом. Чем больше продается керамической плитки, обоев, паркета, линолеума и т.д., тем больше соответственно продается и крепежного материала, в том числе клея.

По различным оценкам крупных операторов, в 2000 году в Украине было продано около 60 тыс.т строительного клея на сумму около $35 млн.



Продавцы



Строительный клей нельзя назвать ассортиментным товаром. Чаще всего клей продается как сопутствующий товар и ?дает? около 8-10% оборота.

Изредка он составляет довольно значительную часть бизнеса фирмы и может обеспечивать 20% ? 30% продаж. К продавцам строительного клея можно отнести практически все фирмы, торгующие отделочными материалами. Только в Киеве их может насчитываться порядка 300-400.

К крупным компаниям специалисты относят фирмы, способные в месяц продавать 150-200 т строительного клея. Таких, по оценкам операторов, в Киеве можно насчитать примерно 7-8. В Украине их не более 15. Достаточно высокими считаются объемы продаж порядка 50-60 т в месяц. ?Середнячки? реально способны продавать 10-20 т, мелкие фирмы ? от 1 т клея в месяц.

По словам предпринимателей, за последние 3 года оптовые торговые наценки на строительный клей из-за увеличения конкуренции снизились с 30-35% до 5-10%.



Розница



Традиционно основные покупатели строительного клея ? строительные организации. На них приходится до 70% продаж. Несмотря на это, продавцы поставляют товар и в розничную сеть. Во-первых, определенная часть продукции используется частными строителями. Во-вторых, чем больше товара в рознице, тем выше эффект присутствия той или иной марки на рынке. В-третьих, небольшие строительные фирмы нередко закупают товар в розничной сети.

Как правило, наиболее успешно продается строительный клей в тех магазинах, где реализуется и ?приклеиваемый? материал (например, керамическая плитка). Месячные объемы продаж в таких магазинах в среднем могут составлять от 0,3 до 1 т в месяц. Например, магазины, специализирующиеся на продажах напольных покрытий, обязательно включают в свой ассортимент и соответствующий клей.

Крупные и средние оптовые фирмы часто имеют собственный магазин или сеть магазинов строительных материалов.

Но в работе с отдельными группами строительного клея существует своя специфика.

Строительные магазины продают около 70% от всех розничных продаж клея для плитки. Но, например, дорогой импортный и отечественный клей для плитки продается только в магазинах, торгующих строительными материалами. Дешевый отечественный товар продают в меньших количествах на открытых строительных рынках прямо с лотков (например, рынок ?Юность? в Киеве). По словам одного из рыночных реализаторов, закономерности в объемах продаж на рынке не наблюдается. В день могут купить от 2 до 8 мешков (по 25 кг), а через неделю может ничего не продаться.

Кстати, на продукцию отдельных производителей и на рынке могут предоставить скидки. Например, при продаже свыше 5 мешков клея, размер скидки может составить примерно 5%.

Кроме этого, на рынках очень хорошо продается отечественный клей для напольных покрытий. По словам продавцов, до 50% его розничных продаж ?делаются? именно на рынках. Остальные 50% распределяются между специализированными магазинами и торговыми базами.

Всего, по данным операторов, на рынки приходится до 40% розничных продаж строительного клея.



Сезонность



Сезонность продаж клея традиционно зависит от специфики строительных работ. Так, строители стремятся к началу осени закончить наружные работы, поэтому осенью и зимой наблюдается закономерный спад продаж. Пик продаж приходится на теплые и ?сухие? месяцы: июнь ? сентябрь.



Прогноз



Динамика развития различных сегментов строительного рынка в целом одинаковая. Однако, стоит отметить, что за последние пару лет рынок клея и сухих смесей (к которым относится и клей для плитки) развивается более стремительно. По оценкам участников стройрынка, прирост в 2002 году составит от 20 % до 30 %.

Также развитие этого рынка будет зависеть и от следующих факторов: курса валют; стоимости на энергоносители; стоимости импортируемого сырья (добавок), которые в Украине не производятся.

Клей для керамической плитки и природного камня




Отметим, что клей для керамической плитки относится к рынку сухих строительных смесей. Причем, его продажи в структуре сбыта сухих строительных смесей составляют в физическом выражении порядка 60%.

Дело в том, что основной состав клея для плитки состоит из цемента и песка, а в качестве добавок, придающих этому клею те или иные свойства, используют сополимеры винилацетата и синтетические смолы.



Объемы и динамика продаж



За последние 5 лет объемы продаж клея для плитки в Украине заметно увеличились. По данным участников рынка, еще 5 лет назад вместо ?плиточного? клея, в основном, использовали традиционные цементные растворы (состоит из цемента, песка, ПВА, но приготавливается строителями непосредственно перед кладкой плитки). За это время, по различным оценкам, потребление ?плиточного? клея выросло примерно в 4 раза. Связано это, в первую очередь, с ростом производства ?плиточного? клея в Украине и ?принятием? потребителем нового товара. Как результат, цена на продукцию упала и стала более доступной.

По некоторым данным, в 1999 году объем рынка клея для керамической плитки составлял около 35 тыс. т, а уже в 2000 году ? порядка 60 тыс. т.

По мнению других операторов, объемы продаж клея для плитки в 2000 году составили порядка 40 тыс. т на сумму $14-15 млн.



Отечественное производство



С 1998 года клей для плитки в Украине производят: компания ?Хенкель Баутехник? (торговая марка ?Церезит?), ОАО ?Павлограджилстрой? (?Будмайстер?) и 000 ?Полирем-Центр? (?Полирем?).

Международные сертификаты качества ISO 9001 в Украине получили два отечественных производителя ? ?Хенкель Баутехник? и ОАО ?Павлограджилстрой?.

Так, например, ОАО ?Павлограджилстрой? с 2000 года предлагает для украинского строительного рынка клеевые смеси для облицовки бетонных, кирпичных и штукатурных оснований зданий внутри и снаружи, для крепления гипсокартонных и пенополистирольных плит в системе утепления. Брэнд ?БудМайстер? пополнил отечественный рынок новинкой ? эластичной клеевой смесью для облицовки оснований, подверженных систематическим деформациям.

Помимо этого, в Украине есть масса небольших производств местечкового уровня.

Около 80-85% продаж (в физическом выражении) операторам обеспечивает отечественная продукция. В денежном выражении ее удельный вес несколько ниже ? 55-60%.



Импорт



Несколько лет назад продажи импортного ?плиточного? клея на рынке Украины доходили до 90 %. Однако, в связи с появлением и увеличением внутреннего производства, на импорт сейчас приходится в физическом выражении не более 15-20% продаж, в денежном ? до 40-45%.

Список зарубежных производителей, представляющих ?плиточный? клей на рынке Украины, достаточно велик. Это Atlas (Польша), Optiroc (Финляндия, торговая марка ?Бетонит?), Sopro и Sakret (Германия), Kreisel (Германия), Litocol и Mapei (Италия), Kreps (Россия) и другие. Голландский завод Den Braven производит тиксотропный клей для керамической плитки. Расфасовка ? банки по 1 кг и ведра по 5-15 кг. Клей сохнет в результате испарения воды. Цена упаковки 1 кг? 9 грн.



Товарная структура



Клей для плитки различают в зависимости от специфики эксплуатационных условий, поверхности, на которую укладывается плитка, типа приклеиваемого облицовочного материала, скорости схватывания клея и т.д. Насчитывают более 10 разновидностей ?плиточных? клеев. Это: клеи для напольной и мраморной плитки, для облицовки бассейнов, укладки природного камня и т.д.

Широкий ассортимент клея для плитки (свыше 5 товарных позиций) в Украине, как правило, представляют только зарубежные производители. Отечественные зачастую ограничиваются 2-5 позициями.

Погоду на рынке ?делает? самая дешевая базовая клеящая смесь, применяющаяся для приклеивания обыкновенной керамической плитки при обычных температурных условиях на поверхности с минеральной основой. Именно она обеспечивает около 80-85% продаж. Розничные цены на такой клей составляют 20-30 грн. за 1 мешок (25 кг).

Импортные аналоги, конечно же, проигрывают отечественному продукту в цене.

Основные брэнды клея для плитки ведущих производителей: ?Хенкель Баутехник? ? ?Церезит СМ 11?, 000 ?Полирем-Центр? ? ?Полирем СКп-101?, ?Креамблоки? ? ?Керамике AM 10?, ?Фомальгаута? ? ?Полимин П12?, ?Полипласта? ? ?Полипласт ПП-011?.

Самую большую долю в продажах ?плиточного? клея занимает ?Церезит? (по разным оценкам, около 35%). Еще пару лет назад на него приходилось до 60% продаж. Но за последний год его потеснили отечественные торговые марки. Особенно ?Полирем?, чья доля на рынке сейчас оценивается уже примерно в 20%. Около 20-25% продаж приходится на оставшуюся отечественную продукцию.

?Полирем? и ?Церезит? ?удерживают? порядка 50% рынка благодаря сильной имиджевой рекламе этих брендов.

По информации операторов, среди зарубежных марок ?плиточного? клея лидирует клей польского производителя Atlas ? около 5-7% продаж.

Остальные зарубежные марки конкурируют между собой, в основном, в высокой ценовой категории (70 ? 100 грн. и выше за 1 мешок ? 25 кг.), предполагающей уже специализированное применение. Аналогичная отечественная продукция стоит дешевле ? около 60 грн. за 1 мешок.



Флагман на отечественном рынке



Украинскому предприятию ?Хенкель Баутехник? (1998 г.) можно по праву отдать пальму первенства в производстве различных видов клея и сухих смесей.

Наиболее широкую известность в Украине приобрел брэнд Ceresit (?Церезит?). С учетом потребностей и специфики отечественного рынка специалистами были разработаны сегодня уже популярные продукты ? CN 69 и CN 117. CN 11 стал лидером продаж в клеевой товарной группе.

Среди клеев для обоев в Украине наибольшей популярностью пользуются: ?Метилан? и ?Момент?. При укладке полов опытные строители уже привыкли использовать профессиональный клей для пола THOMZIT.

Компания представляет в Украине самый широкий и разнообразный ассортиментный ряд ? около 200 наименований сухих смесей, различных видов клея, шпаклевок, грунтовок, герметиков.

Однако ?Хенкель? предлагает не только строительные отделочные материалы, но и также комплексный подход и технические решения для крупных строительных объектов, таких как, например, вокзал и площадь Независимости, в реконструкции которых ?Хенкель? принимал непосредственное и активное участие.

Сегодня этот ведущий изготовитель клея и сухих смесей работает с основными операторами украинского строительного рынка: ?БудМакс? и ?Декор Сервис? (сеть магазинов по Украине), ?Альянс? (филиалы по Украине), ?БМ Донбасс? (Донецк), ?БМ Львов? (Львов), ?Ярекс? (Черновцы), ?Агробуд? и ?ГанзаМастер? (Днепропетровск), ?Будлайн? (Харьков), ?Лакон? (Николаев), ?Майдан? (Одесса), ?Краски? (Севастополь, Симферополь).

Подобная базовая сеть дистрибуторов и партнеров во всех регионах страны позволяет:

контролировать цены и придерживаться единой ценовой политики;

равномерного распределения всей продукции в регионах;

продвигать продукцию в рамках единой концепции компании;

дать возможность заработка своим партнерам.



В 2001 году по данным компании, объем рынка сухих модифицированных смесей составил приблизительно 140 ? 160 тыс. т., 70 % из которых приходится на клеевую группу.

По прогнозам специалистов ?Хенкель Баутехник?, в этом году можно будет говорить о емкости рынка примерно в 200 тыс, т.






Производитель


Торговая марка





Хенкель Баутехник


"Церезит"





ОАО "Павлограджилстрой"


"Будмайстер"





ООО "Полирем-Центр"


"Полирем"





ООО "Фомальгаут"



Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com