Технологии строительства и деревообработки.

Цех порошковой окраски за $15-50 тыс.

О технологии порошковой окраски.

Бек Ш. Цех порошковой окраски за $15-50 тыс. // Бизнес . 2001 . 9 июля 2001 (№ 28) . С. 23-25

Ситуация



Технология порошковой окраски (нанесения полимерных покрытий) зародилась лет сорок тому назад то ли в США, то ли во Франции ? специалисты до сих пор спорят о первенстве.

В Советском Союзе она получила распространение в начале 80-х годов прошлого столетия. В те времена собственной ?порошковой? линией могли похвастаться лишь предприятия-гиганты. В СССР такое оборудование почти не производилось, импортное ?железо? стоило баснословно дорого. Да и сама технология (по крайней мере, тот ее вариант, который был доступен советским предприятиям) была достаточно дорогой, энерго- и трудоемкой.

Сегодня способы порошковой окраски усовершенствованы. По словам специалистов, нанесение порошковой краски по нынешней технологии обходится в 5-10 раз дешевле, чем раньше. Поэтому в мире ?сухая? покраска потихоньку вытесняет ?жидкую?.

Несмотря на такую солидную историю и не менее солидные современные достижения, в Украине данный метод пока широко не распространен. ?Порошковая живопись? начала завоевывать сердца наших соотечественников всего 3-4 года тому назад.

Чаще всего ?порошковые? линии устанавливают у себя предприятия, выпускающие какую-нибудь металлическую продукцию. Они красят, главным образом, изделия собственного производства. Но фирм, занимающихся исключительно покраской, тоже немало. Есть предприятия, которые заказывают металлоизделия в одной фирме, покраску ? в другой, а сами торгуют готовеньким.

В Киеве оказанием ?порошковых? услуг занимаются полтора-два десятка предприятий. Если верить словам опрошенных специалистов, эти фирмы просто завалены заказами. ?Малярам? приходится работать в три смены, чтобы отбиться от неугомонных клиентов.

Уверенно становятся на ноги и отечественные производители покрасочного оборудования. И те, кто его продает, и те, кто на нем работает, заверяли нас, что отечественное оборудование дешевле импортного, но по надежности почти ему не уступает.



Порошок против жидкости



? В состав порошковой краски не входят растворители. Это, во-первых, позволяет экономить время и деньги на подготовке красок к использованию, во-вторых, делает производство менее опасным. При проверке цеха у пожарных или экологов будет куда меньше поводов придраться.

? При покраске потери порошка не превышают 2-4% (краска, не попавшая на деталь, возвращается в бункер и используется повторно); потери жидких красок могут достигать 40-50%.

? Экономится время на покраске: поверхность металла предварительно не грунтуется, краска наносится только в один слой, и слой этот не нуждается в воздушной сушке. Полный цикл окраски занимает от получаса до двух часов.

? Оператора-покрасочника можно подготовить в течение недели.

? Переход с одного цвета на другой проходит быстрее, чем в ?жидком? случае.

? Порошковые краски нет нужды хранить в специальных помещениях, оснащенных дополнительным противопожарным оборудованием.

Перечень достоинств можно продолжить.



Основным недостатком порошковой технологии можно считать температуру, при которой оплавляется порошок, ? 150-220оС. При такой высокой температуре невозможно красить пластиковые или деревянные изделия. К недостаткам также можно отнести сравнительно крупные разовые капиталовложения и ?ограниченную универсальность? оборудования: маленькая покрасочная камера не позволит красить большие детали, печь, рассчитанная на ?крупняк?, ?скушает? слишком много энергии при обработке маленьких железочек и т.д



ТОЧКА ЗРЕНИЯ на стратегию



Директор ЧП ФЭлектрокомплектЦ (г. Киев, ФпокрасочникЦ) Александр ГЛУШАЧЕНКО:

? Затраты на приобретение покрасочного оборудования и организацию ФмаляркиЦ можно окупить менее чем за год. Прежде чем начать организацию производства, предприниматель должен ясно себе представить, что именно собирается красить. Просто создавать пункт покраски, не представляя, какие детали он будет красить и кто у него будет заказчиком... Я не стал бы так делать.



Персонал



Чтобы стать ?мастером порошковых дел?, достаточно одной недели. Для сравнения: чтобы стать высококлассным маляром на СТО (где используются жидкие краски), требуется несколько лет.

При нанесении порошковых красок маляр не мучается вопросами, сколько слоев краски положить, не будет ли подтеков, как приготовить краску и т. п. Для ?пудренника? важно только правильно водить рукой и находить еще неприпорошенные места. Так что в работники можно приглашать любого человека с улицы. Единственный критерий отбора ? состояние здоровья будущего работника. В частности, он должен иметь хорошее зрение. Бригада рядового покрасочного участка состоит из 2-4 человек. В зависимости от объемов производства количество работающих может возрасти до 6-9. Самое тяжелое в работе ? подготовка изделия к покраске и погрузочно-разгрузочные работы. Обычная зарплата оператора покрасочной линии ? примерно 400 грн. в месяц.

Помимо собственно рабочих предприятию понадобятся бухгалтер, менеджер, который будет заниматься поиском клиентов, возможно, водитель и т.п.



Деньги



За нанесение порошковой краски на 1 кв.м изделия в Киеве берут $3,5-5, а в регионах ? $6-8. Себестоимость же этой процедуры, как удалось выяснить, ? менее $2. Средняя цена 1 кг порошковой краски ? $5. На окраску 1 кв.м поверхности уходит 80-200 г порошка.

Для расчетов предположим, что расход порошка максимален. Килограмма хватит на 5 кв.м поверхности. Тогда получается, что, потратив на краску $5, за услуги можно получить минимум $17,5. По самым осторожным оценкам, рентабельность ?порошкового? дела может составить 50%.

По словам производителей услуг, вложенные в дело $15-20 тыс. вполне реально вернуть за полгода-год.



Маркетинг



Порошковую краску можно наносить если не на все, то на очень многое: на диски колес и кузова автомобилей, на торговое оборудование, металлические части мебели, металлочерепицу, алюминиевые профили (оконные и т.п.), на трубы для водо- и газопроводов, электрошкафы, велосипедные рамы, спортивные тренажеры, корпуса компьютеров, холодильники, дорожные знаки и многое другое. Поэтому и заказчиков необходимо искать среди производителей упомянутых изделий. Оптимальный вариант ? наличие одного-двух крупных и постоянных заказчиков (как ни банально это звучит).

Обычно пункт порошковой покраски создается под какую-нибудь конкретную продукцию. Под нее подбирается и оборудование. А размеры установленного оборудования, в свою очередь, четко очертят круг клиентов.

Мораль: сначала осмотритесь в поисках подходящих заказчиков, а потом уже тратьте деньги на ?железо?.



Наиболее вероятные клиенты:



? производители всего того, что должно долго сохранять приятный вид под открытым небом (это могут быть металлические надгробия, уличные светильники, системы водостока и т.д.);

? производители того, что эксплуатируется под крышей, но достаточно жестоко, а внешний вид терять не должно (прежде всего речь идет о металлической мебели и торговом оборудовании);

? наконец, экспортеры изделий из металла.





Технология



Технологическую цепочку покраски изделия порошковыми красками условно можно разделить на следующие этапы:

? подготовка изделия к покраске;



? напыление порошка на деталь в камере напыления;



? оплавление и полимеризация порошкового покрытия в печи.

Теперь по порядку и более подробно.



Первый этап ? подготовка поверхности. Необходимо предварительно удалить с поверхности смазку и полностью очистить от ржавчины и прочей грязи.

На небольших предприятиях деталь обезжиривают уайт-спиритом или специальными моющими растворами вручную, тряпочками. При больших объемах производства изделие обрабатывают песком или мелкой стальной дробью в специальной камере.

Еще один этап подготовки изделия к покраске ? фосфатирование. Деталь моют в особых ваннах или душевых специальными препаратами, содержащими фосфаты железа или цинка. Фосфатируют стальные и чугунные изделия, для алюминия и его сплавов применяют метод хроматирования и анодирования (то есть с ним возни боль-ше. ? Ред.). Все эти процессы нужны для того, чтобы порошок впоследствии лучше налипал на поверхность и сама окрашенная поверхность служила дольше (особенно важно подготовить изделия, которые будут эксплуатироваться на открытом воздухе). Фосфатирование, по словам специалистов, увеличивает сцепление краски с поверхностью в 2-3 раза. Участок подготовки металла может занимать 24-30 кв.м.

Второй этап ? напыление порошка. ?Цветную пыль? наносят на подвешенную деталь в специальной камере либо ручными пистолетами, либо специальными автоматическими манипуляторами. Сначала порошок засыпают в бункер. Затем компрессор подает туда предварительно подготовленный сжатый воздух. Под воздействием воздуха краска начинает ?кипеть?. Эжекторный насос забирает из контейнера воздушно-порошковую смесь и подает ее на напылитель. При помощи пистолета-напылителя порошковая пудра заряжается (т.е. приобретает электростатический заряд) и наносится на поверхность детали. Краска, не налипшая на деталь, улавливается специальной системой фильтров и используется повторно.

Третий этап ? оплавление и полимеризация (еще одно название ? формирование поверхности). В специальной печи в течение 15-30 мин при температуре 150-220оС порошковая краска плавится и/или полимеризуется (образует пленку).

Самый продолжительный, трудоемкий и ?нетехнологичный? этап ? подготовка поверхности. Для него отечественные производители покрасочного оборудования даже не делают специализированных агрегатов (песко- и дробеструек, фосфатировочных ванн).

Подобное ?железо? надо либо заказывать народным умельцам, либо покупать за рубежом. ?Струйки? можно привезти из-за границы, но можно использовать и оставшиеся с советских времен, особенно если вы ?свили гнездо? на каком-нибудь заводе. А фосфатировочные ванны можно заказать любому предприятию, имеющему металлорежущее оборудование, и даже кустарю. ?Бассейн? размером 3х0,5х1 м обойдется приблизительно в $200-300



ТОЧКА ЗРЕНИЯ на перспективу



Генеральный директор ООО ФЕвроформатЦ (г.Киев, ФпокрасочникЦ) Сергей ТКАЧЕНКО:

? Сегодня все выпускающие продукцию из металла стараются красить свои изделия порошковой краской. Традиционная технология покраски потихоньку отходит на второй план. У нас этот вид бизнеса только-только становится на ноги, правда, развивается он быстрыми темпами. За рубежом 60-70% изделий покрывают порошковыми красками.



. Документы



Фирма по покрытию изделий порошковыми красками проходит регистрацию, как обычное предприятие. Оформительскую чехарду лучше всего начать с визита к проектировщику ? хотя бы для того, чтобы понять, насколько ваши возможности соответствуют технологическим потребностям. Да и часто у такого проектировщика можно посмотреть на действующий производственный участок.

Еще на стадии проекта крайне желательно знать, какие детали намечено красить, какова предполагаемая мощность предприятия и т. д. Легко догадаться, что ?типовых? проектов в покрасочном бизнесе пока нет, все индивидуально.

Получив исходные данные, чертежники изготовят рабочий эскиз, по которому можно будет строить или реконструировать здание под покрасочный пункт.

Если очень уж постараться, то с момента посещения проектанта до сдачи объекта приемной комиссии пройдет около четырех месяцев, и обойдется ?бумажная часть? приблизительно в $3-10 тыс.

Разработку проекта можно поручить любой проектной организации, имеющей лицензию. В Киеве проектированием ?порошковых? участков занимается, в частности, АО ?Гипросельмаш?. Промышляют проектированием и некоторые поставщики оборудования.

Проект необходимо согласовать с пожарными, санэпидстанцией, службами охраны труда, техники безопасности, охраны окружающей среды.

Начинать ?порошковый? бизнес ?с нуля? ? не лучший вариант. Если новое ?покрасочное? заведение возникает на месте бывшей ?малярки?, то процедура намного упрощается.

Теперь о формальной стороне дела. Единственный нормативный документ, прямо относящийся к ?порошковому? делу, ? это ГОСТ 9.410-88 ?Покрытия порошковые полимерные. Типовые технологические процессы?. Ни производители, ни продавцы к этому стандарту благоговения не испытывают: старый он очень. К примеру, в нем рассматриваются порошки, которые сегодня не производят нигде, а о современных красках нет ни слова.



Помещение



Разместить покрасочное оборудование можно на площади 100-150 кв.м, а лучше ? 200. На этой территории свободно будут ?жить? ка

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com