Технологии строительства и деревообработки.

Чтобы выйти "сухим" из...

Обзор строительного рынка сухих строительных смесей

Каракулова Т. Чтобы выйти "сухим" из... // Капстроительтво. 2002. №1. C.14-17

О ЧЕМ, СОБСТВЕННО, РЕЧЬ?



Модифицированные сухие строительные смеси (ССС) представляют собой материал заводского изготовления, который содержит все необходимые твердые компоненты в сухом виде, и доводится до готового состояния на стройплощадке лишь добавлением воды.

Их преимущества перед традиционными "мокрыми" строительными смесями вполне очевидны:

? точность дозировки, существенно влияющая на качество материала;

? оптимизация затрат на транспортировку материалов,

? возможность приготовить растворы порциями в расчете на необходимый объем штукатурных работ;

? повышение уровня механизации штукатурных работ, благодаря чему сокращается численность рабочих, уменьшаются потери материала и обеспечивается чистота на строительной площадке.

Сухие смеси имеют стабильный состав, гарантирующий заданную марку, содержат добавки (пластификаторы, ускорители, химические соединения, обладающие водоудерживающими свойствами), которые улучшают технологические свойства растворов и позволяют снизить расход цемента до 50 кг на каждый кубометр раствора. Введение химических добавок в сухие смеси облегчает их укладку, формовку, нанесение, улучшает воздухоудерживающую способность и сохраняемость, а также, повышает прочность, водонепроницаемость, морозостойкость и коррозийную стойкость изделий и покрытий.

В Украине над этими и многими другими преимуществами ССС серьезно задумались около пяти лет назад, и в 1996 году была принята государственная межотраслевая научно-техническая программа "Разработка и внедрение в строительство сухих смесей"



ОБЪЕМ РЫНКА



По оценкам основных операторов рынка в 2000 году сухих строительных смесей было продано около 300 тыс т По сравнению с 2000 годом объем рынка вырос в 2001 году на 40%. Назвать точную цифру достаточно сложно, так как единой оценки рынка ССС не существует.

Тарас Забашта, руководитель отдела продаж и маркетинга компании Хенкель Баутехник (Украина):

"Все зависит от того, как оценивать рынок. Если сюда включать все существующие на рынке смеси, цифры будут значительно выше. Мы исключаем из анализа гипсовые шпатлевки, потому что всегда оцениваем рынок по материалам на базе цемента. Единую концепцию в оценке рынка выработать сложно".



СООТНОШЕНИЕ ИМПОРТА-ЭКСПОРТА



До 2000 года импортный товар на украинском рынке превалировал. В прошлом году соотношение изменилось, и отечественные сухие смеси не только догнали, но и обогнали импортную продукцию, хотя и не намного. Сегодня соотношение украинское/зарубежное составляет, по оценкам участников рынка, примерно 1,4:1.

Юрий Горб, директор киевского представительства фирмы "Бион-Импекс":

" Заметно растет потребление отечественных ССС. Это, безусловно, приятно для украинских производителей. К тому же, не надо забывать, что не всегда импортная сухая строительная смесь лучше отечественной. Ведь неизвестно, в каких условиях ее транспортировали, как и сколько хранили. Украинская же смесь всегда свежая. К тому же, используя импортные добавки, многие наши производители изготавливают смеси ничуть не хуже импортных. Единственное отличие, к тому же положительное, ? "украинская" цена".

Импортные смеси, по мнению украинских производителей и торговцев, никогда не исчезнут с нашего рынка, но в долевом соотношении будут уменьшаться по мере того, как будут развиваться и расти отечественные предприятия по производству ССС.



СЫРЬЕ



На сегодняшний день сырье остается болезненным вопросом для отечественных производителей. Песок, цемент и гипс используются украинские. Однако почти все сырье требует доработки. Песок надо высушить, просеять в зависимости от необходимой фракции. Цемент тоже не всегда соответствует требованиям - в нем часто попадаются камешки. Производители вынуждены просеивать цемент, хотя никто в мире цемент не сеет. Самая большая проблема нашего сырья -это отсутствие стабильного качества. Подготовка его к производству требует и временных, и трудовых, и финансовых затрат. Да и цена на сырье заметно растет, и сегодня пока, к сожалению, рост цен обгоняет рост качества.

Для части шпаклевок заводы вынуждены покупать импортный гипс, поскольку отечественный гипс не имеет той белизны, которая присуща импортной продукции.

Что же касается пластификаторов, то они в Украине не производятся. Впрочем, как считают основные операторы рынка, нет смысла изобретать велосипед. Проще купить необходимые добавки за рубежом, что украинские производители успешно и делают, приобретая пластификаторы в Германии, Франции, Голландии, Америке и других странах.



КTO ЕСТЬ КТО



Пожалуй, в Киеве сосредоточено самое большое количество производителей сухих строительных смесей ? от небольших предприятий, выпускающих около пяти тысяч ССС в год, до таких крупных, как ООО "Хенкель-Баутехник". Сегодня 42% украинского рынка занимает продукция ООО "Хенкель-Баутехник" (торговая марка Ceresit).

Тарас Забашта, руководитель отдела продаж и маркетинга компании Хенкель Баутехник (Украина):

"Наше преимущество перед другими производителями в том, что мы имеем очень широкий ассортиментный ряд и высокое стабильное качество. Производственные мощности, опыт, наработки компании "Хенкель", которые мы используем в своей работе, позволяют нам уверенно смотреть в будущее. Мы планируем расширять производство и построить к 2003 году еще один завод по производству ССС".

Еще один киевский производитель ? ООО "Полирем", выпускающий более полусотни наименований ССС под одноименной торговой маркой.

Успешно работает и ежегодно увеличивает продажи ООО "Фомальгаут" (г. Киев), выпускающий продукцию под торговой маркой "Полимин".

Из днепропетровских производителей хорошо известны ООО ПК "Лидер", разрабатывающий самостоятельно почти все свои рецептуры, а также ООО "БИОН-Импекс" (торговая марка ? "Семь гномов").

Юрий Горб, директор киевского представительства фирмы "БИОН-Импекс": " Нашему предприятию уже 3,5 года. На сегодняшний день выпуск ССС составляет около 6-7 тыс. т. в год, хотя мощность завода ? 40 тыс. т. в год. Мы равняемся на качество продукции

под торговой маркой "Церезит", стараясь при этом ориентироваться на цены "Полимина" или "Полирема". Стремимся найти золотую середину между ценой и качеством. В Восточной Украине, особенно в Днепропетровском регионе, мы занимаем второе место после "Хенкеля".

Известный в столице и за ее пределами производитель строительных материалов ОАО "Фирма "Керам-блоки", выпускающая ССС под торговой маркой "Керамике". Цель этого производителя ? обеспечение столицы и других регионов Украины конкурентоспособными по качеству и цене сухими строительными смесями. Данные смеси изготовляются на основе отечественных компонентов ? песка, цемента, гипса и высококачественных экологически чистых органических и неорганических добавок от ведущих европейских производителей. В результате сухие смеси "Кера-микс" стоят на 10-15% дешевле от других отечественных и зарубежных аналогов, имеют высокое стабильное качество растворов. Сфера использования ССС "Керамике" включает в себя весь спектр строительных работ ? от кладки стен и оформления зданий до сооружения промышленных объектов.

Среди наиболее известных производителей ССС следует назвать также ООО "Харьковский завод сухих строительных смесей", ООО "НПП "Гелиос" (торговая марка "Ферозит"). Впрочем, перечислить всех было бы достаточно сложно, ведь помимо крупных предприятий существует множество мелких производителей, да и новички появляются постоянно.

Далеко не каждый производитель сухих строительных смесей способен предложить свои рекомендации по применению того или иного продукта в зависимости от состояния строящегося или реконструируемого объекта. И только единицы могут под конкретные потребности изготовить продукт с заказанными свойствами. Ярким примером такого подхода является ООО "Квалитет" (торговая марка CERAMIX). В ассортименте продукции под торговой маркой CERAMIX можно найти не только стандартные продукты, указанные в прайс-листах, но и разнообразные специальные композиции, которые изготавливаются для конкретных условий применения.




АССОРТИМЕНТ И СТРУКТУРА ПРОДАЖ



Ассортимент сухих строительных смесей достаточно широк. Выделяют строительные смеси по назначению (шпаклевки, плиточный клей, наливные самовыравнивающиеся полы, затирки для швов и т.д.), по сфере применения (для внутренних и наружных работ, сухих и влажных помещений, машинного и ручного нанесения), по составу (цементные, гипсовые, на полимерном связующем).

Что касается структуры продаж: сухих строительных смесей в Украине, первое место в течение 2000 и 2001 года прочно удерживает клей для плитки (см. диаграмму), на втором месте ? штукатурки, грунтовки и другие смеси для стен. Смеси для пола пользуются чуть меньшим спросом, потому и занимают третье почетное" место.



КЛЕИ ДЛЯ ПЛИТОК



Наблюдая за неуклонным ростом потребления сухих смесей для укладки плитки, не верится, что еще несколько лет назад это заморское диво вызывало недоверие, и плитка укладывалась в основном на традиционный цементный раствор. За 2000 год объем продаж этой группы ССС (сухих строительных смесей) составил 150-160 тыс. т. К концу нынешнего года операторы рынка прогнозируют увеличение объема продаж сухих смесей для укладки плитки до 210-220 тыс. т. Львиную долю в объеме продаж (до 60%) занимает дешевый клей по цене 0,15-0,2 у.е. за 1 кг. Такая тенденция остается неизменной на протяжении трех последних лет. Около 30% выторга в 2001 году составил клей средней ценовой группы (0,2-0,3 у.е. за 1 кг). Дорогостоящий клей (более 0,3 у.е. за 1 кг) "погоды" на рынке не делает (не более 10% продаж).

Более половины продаж; плиточного клея обеспечивают торговые марки "Церезит" и "Полирем". Оставшаяся половина приходится на долю компаний "Фомальгаут", "Микс", "Керамблоки", ТММ (г. Киев), "Гелиос" (г. Львов), "Бордо" (г. Харьков), "Аквалит" (г. Севастополь) и другие.

По оценкам основных операторов рынка, в 2001 году на 15% увеличился объем продаж клея для гипсокартонных и полистирольных листов к различным поверхностям (кирпичу, бетону, гипсу). На сегодняшний день лишь третья часть гипсокартонных листов клеится с помощью ССС, поэтому у этого вида клея есть хорошие перспективы.



СУХИЕ СМЕСИ ДЛЯ СТЕН



Потребление этого вида товара также увеличивается, хотя и не так существенно, как хотелось бы продавцам. Сухих смесей для стен было продано в этом году на 10% больше, чем в предыдущем. Львиная доля рынка (более 50%) принадлежит недорогим турецким смесям под маркой Satengips. Настолько недорогим, что порой гипсошпаклевочный турецкий товар стоит в Украине дешевле, чем у себя на родине. Отечественные производители очень обеспокоены таким положением вещей и в один голос заявляют о засилье турецкой контрабанды.

Юрий Горб, директор киевского представительства фирмы "Бион-Импекс:

"Очень беспокоит контрабанда дешевой турецкой шпаклевки. Используя нашу рабочую силу, минимизируя затраты, отечественные производители все равно не могут произвести шпаклевку, конкурентоспособную по цене с контрабандной турецкой. Если по другим видам ССС отечественный производитель постепенно вытесняет импорт, то по шпаклевкам вопрос остается открытым".

Как и в первой группе ССС, основные объемы продаж сухих смесей для стен в 2001 году приходятся на товар низкого ценового сегмента. Объемы товара по средним ценам практически не увеличились, зато на 15% выросли продажи дорогостоящего товара.



СУХИЕ СМЕСИ ДЛЯ ПОЛА.1



Пока что этот вид ССС не является фаворитом продаж. В 2001, году по предварительным прогнозам, его продано около 50 тыс. т. Что будет дальше ? сказать наверняка достаточно сложно, так как мнения операторов рынка разделились. Одни из них считают, что ближайшие полтора-два года ситуация практически не изменится. Другие же отмечают небольшой, но устойчивый рост интереса потребителей к наливным полам.

Артем Шекольян, директор ООО "Квалитет":



Пользуется спросом несерийная продукция, то есть такая, которая изготавливается под определенного потребителя, с учетом его требований. Например, нами получен заказ на сухую смесь для изготовления наливных полов на палубе теплохода".



КОНКУРЕНЦИЯ



В Киеве конкуренция очень жесткая. Конкуренция в регионах ощущается слабее. Там рынок делят между собой местный производитель и какая-либо из известных торговых марок. В регионах нет и такого демпинга, как в Киеве.


Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com