Технологии строительства и деревообработки.

Их сиятельства '2003

Рынок офисного осветительного оборудования: итоги и перспективы

Руденко О. Их сиятельства '2003 // Бизнес . . 20 января 2003 (№ 3) . С. 61-63


РЫНОК В ЦИФРАХ




Товары, реализуемые на рынке, ? осветительное оборудование, предназначенное для общественных помещений (офисов, торговых залов и т.д.).

Объем рынка в 2002 году ? по разным оценкам, от $15 млн до $25 млн.

Количество субъектов рынка ? производителей ? не менее 20, крупных оптовиков ? не более 15.

Соотношение продаж ? отечественная продукция ? 40-45%, импортная ? 55-60% (в денежном выражении).



ОТ АВТОРА



Как это ни прискорбно, подавляющее большинство соотечественников до сих пор особо не задумываются, какой осветительный прибор рассеивает мрак над их рабочим местом и жильем. А оказывается, совершенно напрасно. По утверждению светотехников, эффективность работы предприятия, учреждения, офиса в немалой степени зависит от того, горит там лампочка Ильича или новейший светоприбор. Но незнание потребителями особенностей тех или иных светильников ? это не вина их, а беда. Поставщики ?света? пока еще не успели широко проинформировать потребителей о грамотном освещении офисов. Поэтому и неудивительно, что на осветительное оборудование, в частности для общественных помещений, в Украине расходуется крайне мало средств ? общий объем продаж с трудом дотягивает до $20 млн. Хотя, по уверению торговцев, потенциал рынка в несколько раз больше. Кстати, темпы роста объемов реализации вполне приличные ? 20-25%. И операторы обнадеживают себя тем, что наступает эпоха Возрождения.

Но Ренессанс сопровождается усиливающейся конкурентной борьбой за крупных заказчиков, количество которых заметно увеличилось. В то же время количество основных операторов осталось прежним (хотя появление небольших оптовых фирм не исключено). Соответственно, меняются и совершенствуются орудия борьбы за покупателя.



МАРКЕТИНГОВАЯ ЦИФИРЬ







Импорт осветительного оборудования в Украину

(УКТВЭД9405)*






Страна


Стоимость**, TUC.USD












10 мес.



2001 г.


10 мес.



2002г.





Россия


1524,4


2105





Белоруссия


300,7


447





Испания


218,4


212,8





Италия


1092,2


861,6





Голландия


68,7


98,5





Германия


692.4


446





Польша


1409,4


640,6





Великобритания


82


202,2





Чехия


207,9


354,4





Китай


1580,7


2606,9





Турция -


88,5


296





США


121,7


289,4





Всего


9317,8


9921,2





*По данным Госкомстата



**Таможенная стоимость.












СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ



По словам операторов, отечественный рынок ?офисного освещения? начал приобретать очертания цивилизованного только в последние два года ? когда в Украине стали использовать мировые достижения в области светотехники. Наиболее интенсивно рынок развивался в прошлом году, и в немалой степени этому поспособствовало бурное строительство офисных и торговых центров в Киеве.

Кроме того, для многих украинских бизнесменов при обустройстве офисов и предприятий образцово-показательными выступают объекты, курируемые зарубежными компаниями (а именно: представительства, сервисные центры, торговые залы и т.д.). Тем не менее продажи светильников для офисов, по данным торговцев, могут быть в несколько раз больше. Хотя точной информации об объемах продаж не существует. По подсчетам некоторых предпринимателей, в 2002 году офисных светильников было продано на $25 млн. По оценкам же других, эта цифра завышена примерно на $10 млн. Поставить точку в споре торговцев мы не отваживаемся, поскольку статистика не отслеживает объемы производства и импорта светильников для офисов разных видов ? такие позиции в ее классификаторе попросту отсутствуют. По оценкам экспертов, в прошлом году по сравнению с 2001 годом реализация офисных светильников выросла на 20-25% (в денежном выражении).

И хотя динамика роста продаж впечатляюща, потенциал рынка гораздо больше. Ведь на большинстве предприятий осветительное оборудование морально и физически устарело.



АССОРТИМЕНТ



По данным светотехников, для освещения общественных помещений оптимально подходят люминесцентные светильники. Именно они обеспечивают основные продажи на рынке офисного освещения ? до 80-85% (в денежном выражении). Остальные продажи ?дают? светильники с рефлекторными лампами накаливания или галогенными лампами.

Отметим, в последние 1,5-2 года торговцы осветительным оборудованием значительно расширили ассортиментную ?линейку?, в том числе и относительно новой для отечественного светотехнического рынка продукцией. Тем не менее бессменным лидером продаж среди люминесцентных остается потолочный светильник с экранирующей решеткой (так называемый растровый). И, опять же, несмотря на разнообразие моделей упомянутой серии, на украинском рынке наибольшим спросом пользуются встраиваемые (для подвесных потолков) растровые светильники с электромагнитным пускорегулирующим аппаратом и с самым простым исполнением растровой решетки. По мнению операторов, популярность этого вида светильников обусловлена их низкой ценой, нехваткой средств у заказчиков, сложившимися стереотипами при выборе светильников для офисов. Неудивительно, что подавляющее большинство торговцев ?светом? предпочитает предлагать клиентам популярный товар, и, соответственно, в сегменте встраиваемых растровых светильников наблюдается самая жесткая конкуренция и демпинг. Но сейчас некоторые компании уже осознанно не ввязываются в ценовые войны, предпочитая привлекать клиента хорошим обслуживанием.

По различным оценкам, доля продаж данной серии ?света? ? от 40% до 60% общего объема реализации офисного освещения (в денежном выражении).

Но постепенно реализация растровых светильников снижается (для сравнения: еще три-четыре года назад их удельный вес в общих продажах офисного освещения составлял 70-80%).

Светильники же с рассеивателями всегда пользовались гораздо меньшим спросом, поскольку имеют меньшую по сравнению с растровыми светоотдачу (такой товар обеспечивает торговцам от 10% до 30% выручки). Сейчас все большую популярность приобретают светильники с компактными энергосберегающими люминесцентными лампами (КЛЛ). Несмотря на то что они дороже обычных растровых светильников, потребители успели оценить их преимущества ? экономичность, хорошую светоотдачу, длительный срок службы. Продажи светильников с КЛЛ в 2002 году выросли по сравнению с 2001 годом в 4-5 раз и достигли 20% в общем объеме реализации офисного освещения (в денежном выражении). Чаще всего КЛЛ используются в так называемых светильниках Downlight (светильники направленного света в округлой оправе), спрос на которые заметно вырос. По оценкам предпринимателей, они обеспечивают торговцам от 10% до 15% выручки.

Постоянно растут и продажи люминесцентных светильников с электронными пускорегулирующими аппаратами (ЭПРА). У них, как отмечают торговцы, масса достоинств ? длительный срок службы ламп, крайне незначительное мерцание, отсутствие шумов при горении лампы, экономия электроэнергии и т.д.

Однако ввиду достаточно высокой цены (дороже традиционных на 30-40%) они пока не получили массового распространения ? их удельный вес составляет не более 10% в общем объеме продаж люминесцентных светильников.

Следует отметить рост популярности так называемых модульных систем ? подвесных конструкций с комбинацией на ?балке? светильников разных типов. Прежде всего они интересны своим дизайном, а также позволяют решать различные светотехнические задачи и т.д. По оценкам торговцев, пока продажи такого ?света? мизерны ? они обеспечивают буквально несколько процентов выручки, но спрос будет расти.



ГОВОРИТ РЕЦЕНЗЕНТ



Сергей БОБЫКИН (24), начальник отдела маркетинга ООО ?Ассоциация ?Светотехника? (г.Киев; официальный дилер компаний Philips, Osram, Stucchi, ?Световые технологии?, ?Вітава?; с 1993 года; 55 чел.):

? Сегодня на рынке осветительного оборудования, как и на большинстве рынков, обостряется конкурентная борьба. Поэтому достоверные оценки, прогнозы его развития всегда очень интересны.

Чаще всего конкурентным преимуществом является цена. Но, как правильно было замечено в данном обзоре, сейчас многие компании уже перестают ввязываться в ценовые войны, а пытаются конкурировать за счет повышения уровня сервиса, предоставления дополнительных услуг или расширения ассортимента сопутствующими товарами.

Что касается увеличения заработка за счет маржи (как рекомендует автор), то это может быть интересно небольшим компаниям, которые работают непосредственно с конечными потребителями. Большинство же клиентов крупных компаний ? торговые организации, для которых главным критерием при выборе товара остается цена, точнее ? разница между закупочными и отпускными ценами. Поэтому крупные компании вынуждены зарабатывать за счет оборота.

До сих пор наиболее популярными остаются растровые светильники, и, как правильно было замечено, эту популярность обеспечивает низкая цена. Но, на мой взгляд, из-за недостатка рекламы со стороны производителей светильников потребители мало знакомы с преимуществами нестандартных моделей ?света? и возможными вариантами их применения. Как уже говорилось, рекламируют только торговую марку, а не новые модели светильников.

Также хотелось бы высказаться по поводу светильников китайского производства. У них, конечно, перспективы стали более радужными, чем раньше, но надо учитывать, что таможенная пошлина на светильники китайского производства составляет 25%. А это значительная величина, если учесть, что пошлина на светильники российских производителей начисляется условно. Собственно, поэтому значительная часть продаж осветительного оборудования приходится на российские светильники. Так что радужные перспективы ожидают китайские светильники, даже достойного качества, скорее всего, только при ?сером? импорте.



ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР



По словам операторов, в основном украинские производители занимаются сборкой светильников. Для обеспечения полного цикла производства у них не хватает ресурсов. Сборкой же в состоянии заниматься многие фирмы. В том числе и оптовые торговцы. Поэтому реально оценить количество производителей офисного освещения в Украине очень сложно. По оценкам предпринимателей, их не менее двадцати.

В основном отечественные производители выпускают незамысловатые модели растровых светильников, люминесцентные светильники с рассеивателями, светильники с лампами накаливания, в том числе так называемые ?точечные?.



ИМПОРТ



В Украину офисные светильники поставляют более десяти стран ? Россия, Белоруссия, Голландия, Польша, США, Германия, Италия, Китай, Турция и др.

Следует отметить, что в прошлом году существенно увеличили поставки светильников в Украину российские бизнесмены. По оценкам импортеров, сейчас доля российской продукции ? более 50% объема реализации растровых люминесцентных светильников (в денежном выражении).

Также в прошлом году предприниматели активно ввозили в Украину китайские светильники. Пока рано заявлять, что продажи китайского товара значительно выросли, но перспективы вполне радужные. Некоторые киевские фирмы осуществляют стабильные поставки китайской продукции, ?обкатывают? ассортимент, выбирают из многочисленных партнеров-производителей наиболее достойных. И у китайского товара кроме низкой цены появляется еще один козырь ? неплохое качество.



СБЫТ

По оценкам операторов, в офисном осветительном бизнесе задействовано более 200 фирм разной величины. Крупных операторов (оптовиков и производителей) насчитывается не более пятнадцати. К таковым можно смело отнести: группу компаний ?Элотек?, компании ?Люкс. Системы света?, ?I-TEC?, ?Элохим?, ?Ассоциация ?Светот

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com