Технологии строительства и деревообработки.

Имидж - ничто, практичность - все

Структура украинского рынка металлочерепицы

Малиновский Б. Имидж - ничто, практичность - все // Контракты . . 10 марта 2003 (№ 10) . С. 30-31

Новый сезон опять будет лучше предыдущего



В прошлом году, по оценкам ведущих производителей, в Украине было продано приблизительно 2,2-2,5 млн кв. м металлочерепицы. Этот кровельный материал сегодня уверенно занимает первое место по объемам реализации среди новых для украинского рынка материалов для скатовых кровель, которых также включают "еврошифер", битумную, цементно-песочную и керамическую черепицу.

Опрошенные "Контрактами" специалисты прогнозируют, что рынок металлочерепицы будет расти и в этом году. В частности, специалисты "ТПК" и "Центросталь-Домсталь" ожидают рост спроса на 50-60%, а менеджер по связям с общественностью "Раннила-Киев" Ольга Попович - на 30-40%. В конце прошлого года на рынок металлочерепицы вышел один из крупнейших производителей профнастила - "Укринструмент".

Группа компаний "Арсенал" в дополнение к существующим производственным линиям в Одессе и Киеве запускает новые - в Донецке, Василькове и Харькове. Как сообщил учредитель ООО "Арсенал-Центр" Виктор Федоров, группа "Арсенал" претендует в ближайшей перспективе на 30% отечественного рынка, т.е. поборется с "Раннилой" за лидерство.

Количество производителей металлочерепицы выросло до двенадцати: "Альбатрос", "Мастер-Профиль" (оба - Днепропетровск), "Бионика" (Луцк), "ТПК", "Прушинские" (оба - Яворивский район Львовской обл.), "Арсенал", "Возрождение Полесья" (Славутич, Киевская обл.), "Гипрон" (Белая Церковь), "Полтаваспецмонтаж", "Раннила-Киев" (Киев и Днепропетровск), "Укринструмент" и "Финпрофиль" (оба - пригород Киева). В общей сложности они контролируют около 95% отечественного рынка. С вводом в действие новых производств "Арсенала" на востоке заполнены все основные региональные рыночные ниши. Большинство производителей - мощных и не очень - не собираются расширяться, что говорит о заполненности рынка металлочерепицы в целом. В то же время, с разделением рынка металлочерепицы быстро доформировывается и дилерское звено.

Сегодня среди крупнейших дилеров можно назвать прежде всего киевские фирмы "Ависта", "Изострой", "Каскад", "Креастайл", "Центр современной кровли", среди региональных компаний - "21 век - Украинские строительные склады" (Днепропетровск) и "Браас-Украина" (Львов). Кроме того, сеть собственных дочерних сбытовых предприятий развернул почти во всех областях страны "ТПК". Рост конкуренции на рынке металлочерепицы заставил дилеров расширить свой ассортимент. "Сохраняя главное направление - продвижение материалов "Раннила", - мы дополнили ассортимент металлочерепицой и профнастилом производства "ТПК" и "Арсенал", - говорит начальник отдела сбыта фирмы "Изострой" Юрий Струпинский.

Так же за последние год-полтора поступили и некоторые другие дилеры - "Каскад", "Креастайл", "Центр современной кровли". Поэтому потребность дать покупателю выбор даже в пределах одной ценовой и ассортиментной группы стимулирует дилеров двигаться от посреднической модели бизнеса в направлении салона-магазина, торгующего всем необходимым для кровли.



Простую металлочерепицу сбывать станет тяжелее



Рынок металлочерепицы за 2001-2002 годы четко структурировался на верхний и нижний сегменты (соответственно больше $8 и $5,5-6 за кв. м) в зависимости от используемого металла. Что и не удивительно, ведь качество стали формирует 80% себестоимости металлочерепицы. В первую группу входят фирмы, поставляющие металлочерепицу из западноевропейской стали, - "Раннила-Киев" (работает на сырье финского концерна Rautaruukki), "ТПК" (на немецкой EkoStahl и французской Myriad) и "Центросталь-Домсталь". Высокое качество этой продукции подтверждают сертификаты серии ISO 9001, которые GCB Centrostal Bydgoszcz и "ТПК" уже получили, а "Раннила-Киев" получит вскоре. В нижнем сегменте работают производители, применяющие новолипецкую или мариупольскую ("Гипрон") оцинкованную сталь.

Большинство производителей из второй группы ограничились более дешевой и более популярной металлочерепицей. Со своей стороны, "Раннила-Киев" и "ТПК" предлагают еще и металлочерепицу с более рельефным профилем, а "Раннила" - также "Каскад" авангардной прямоугольной формы. Они выпускают металлочерепицу с покрытием не только "полиэстр", но и "матовый полиэстр", который дороже на 15-20%, и пурал (полиуретан) с увеличенной толщиной и улучшенной стойкостью, а "Раннила", кроме того, - с особо стойким к солнечным лучам покрытием ПВФ2.

Еще в прошлом году, по данным операторов рынка, дорогая металлочерепица стала преобладать в структуре спроса, лучше показав себя за время эксплуатации. Строители рассказывают, что в последнее лето выгорела половина крыш под "дешевой" шестидолларовой металлочерепицей. По оценкам специалистов компаний "Раннила-Киев" и "ТПК", рыночная доля кровли из западноевропейской стали достигла 55-60%.

А недавно был прорыв и в реализации металлочерепицы с нестандартным рисунком профиля или покрытием. "Уже несколько лет подряд самой популярной остается металлочерепица профиля "Монтеррей" с полиэстровым покрытием, - говорит менеджер по связям с общественностью компании "Раннила-Киев" Ольга Попович. - В то же время быстро растет доля более дорогих профилей. Сейчас по объемам продажи профиля "Каскад", который производится только с покрытием пурал и стоит почти в полтора раза дороже нашей самой популярной модели, Украина догнала Финляндию и обошла страны Балтии и Россию". По данным "Изостроя", доля металлочерепицы с дорогим покрытием в общих объемах продажи высококачественной продукции возросла до 30%.



Вскоре металлочерепица может подорожать на 10-15%



Смещение спроса в сторону более качественной продукции побудило ряд отечественных компаний ("Укринструмент", "Арсенал", "Финпрофиль" и некоторые другие) применять сырье лучше, чем липецкое, но дешевле, чем скандинавское и немецкое. "Укринструмент" начал выпуск металлочерепицы из металла тех же производителей, у которых фирма уже шесть лет покупает сырье для профнастила - преимущественно польских (Florian) и словацких (US Steel Kosice). "Арсенал" также перешел на словацкое сырье.

Поэтому сейчас металлочерепица, выпущенная из восточноевропейской оцинковки, формирует средний ценовой сегмент рынка ($6,5-7,5 за кв. м). Сейчас этот процесс получил еще один стимул - рост цен на сталь, в частности на оцинкованную, на мировом рынке. Теперь, как прогнозирует учредитель ООО "Арсенал-Центр" Виктор Федоров, металлочерепица подорожает на 5-10%. Кроме того, рост курса евро, за который теперь покупается все западноевропейское сырье, уже повлек повышение гривневых цен на металлочерепицу на 6-8%.

Потребность украинского рынка в дешевом и качественном сырье для металлочерепицы и профнастила, производство которых развивается быстрыми темпами, побудило в прошлом году киевскую фирму "Европрофиль" "оживить" каменец-подольский завод "Модуль", где еще в советские времена была установлена итальянская линия непрерывной покраски металла. Завод использует только оцинковку "Северстали", которая по равномерности нанесения цинкового покрытия считается лучшей в СНГ, благодаря чему продукцией ОАО "Модуль" в большей или меньше мере интересуются почти все отечественные производители металлочерепицы, за исключением разве что "Раннила-Киев", которая является подразделением финского металлургического концерна.

Некоторые эксперты считают, что дальнейшее удорожание металлочерепицы в случае роста цен на сырье клиенты воспримут тяжело. Поэтому производители чаще будут склоняться к альтернативе повышения цен - использованию металла меньшей толщины или переходу на более дешевое отечественное сырье, которое к тому же по качеству совсем не хуже.




Комментарии экспертов



Тарас ТКАЧЕНКО, бренд-менеджер "ТПК-Профиль" фирмы "ТПК":

- В нынешнем году будет расти доля профнастилов в связи с активизацией промышленного строительства. Соотношение на рынке между металлочерепицей из высококачественной и дешевой стали быстро меняется в пользу первой. Это происходит потому, что потребитель все больше внимания придает гарантиям, составляющим, соответственно, 10 и 5 лет.



Борис ГРИЩЕНКО, директор фирмы "Европрофиль":



- Цель нашего сотрудничества с заводом "Модуль" - стать основным поставщиком сырья для украинских производителей профнастила и металлочерепицы. Ради этого мы установили более выгодные условия поставок, чем российские поставщики. Сырье российского производства стоит $920-1000 за тонну без НДС, а у нас $920 - это розничная цена, к тому же оптовые покупатели получают существенные скидки. Меньше у нас и сроки предоплаты и минимальные объемы покупки. При этом мы хотим, чтобы металлочерепицу и профнастил из нашего сырья позиционировали как отечественную продукцию.



Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com