Технологии строительства и деревообработки.

У души веселение

Модный сад должен выглядеть так, как будто садовник давно уволился

Паршин А. У души веселение : [Беседа с ландшафтным архитектором Паршиным А. / Записала Попова Ю.] // Вещь. 2002. №3 . C.30-34

Мечтать о саде перед загородным домом ? занятие не для слабых духом, потому как путь к облагороженной человеком природе весь усеян, как в диком лесу, капканами. Первый ряд капканов расставляет нам наше собственное воображение. Второй ? едва ли не полное забвение в наших краях всяких садоводческих традиций, или, как сейчас говорят, ландшафтного дизайна. Третий ? не знающий приличий рынок растений. Четвертый ? понятная боязнь погрязнуть в торфяных горшочках, рассаде и препирательствах с садовником, то есть стать рабом собственного сада.



ГОРЯЧКА В ЦВЕТУ



Судите сами. Стоит почтенному и спокойному человеку взобраться на пригорок и окинуть взором свои владения, как с ним начинает твориться неладное. Сначала в голове кружатся разнообразные виденные в жизни сады ? от сада Тюильри до Павловска и от садов Боболи до Останкинских прудов. На это наслаиваются картинки из журналов о красивой жизни ? расчесанная грабельками щебенка из японского сада, ветки цветущей сакуры, кипарисовая аллея, фигуристо постриженные кустарники. Распаленное воображение добавляет беседки, увитые плющом и виноградом, ливанский кедр и прудик с зеркальными карпами, лилиями, лотосами и камышами одновременно. И все хочется. И альпийскую горку, которая бог знает как выглядит, тоже хочется.

В этом горячечном бреду он просматривает множество рекламных объявлений и не может остановиться ни на одной фирме, потому что от своих друзей и знакомых только и слышит ужасы о том, что фирмам этим лишь бы свою рассаду сбыть, деньги взять, а дальше хоть трава не расти. Она на следующий год и не растет, как и все остальное. Вымерзает, понимаете ли, и можно начинать все сначала. А если не вымерзнет? Если останется, но окажется, что такие сады ?сегодня не носят?, и вообще все, что тебе посадили ?под ключ?, ? это пошлость и безвкусица? Приведешь знакомых, а они будут показывать пальцем на карпа в лотосах и хихикать. Обидно. Чтобы не сойти с ума, мы не стали метаться, мы пошли другим путем. Затаились в цветущих кустах и стали наблюдать за ландшафтом ? не появится ли на горизонте кто-нибудь, кто понимал бы во всех этих материях сразу и не считал своей главной заботой убедить нас, что его фирма сделает во сто, в тысячу крат лучше других. Через некоторое время на нашем горизонте появился один свободный художник от ландшафтного проектирования ? Артем Паршин, который, как мы выяснили, ботаник по первому образованию, историк садов ? по второму и ландшафтный архитектор по практике. Лично обследовал все английские, французские, голландские и прочие сады, которые того стоили, и спроектировал для подмосковных усадеб несколько своих. И они по сей день цветут, шелестят и хозяев своих радуют.



СКОРАЯ ПОМОЩЬ



Даже найдя такого человека, мы решили не бросаться с места в карьер и не спрашивать, как делать сад, пока не поймем, о чем надо подумать сначала, а о чем ? после. Оказалось, готовиться к садоводству надо раньше, чем можно было предположить.



? Начинать надо вообще не с сада. Сначала на участок, на котором собираются строить дом и разбивать сад, должен прийти ландшафтный архитектор. Потому что именно этот человек способен сказать, где ставить дом, где располагать выходы и выезды, в какие стороны потечет вода, где будет светло, где темно, какие растения, если там что-то растет, нужно оставить, какие убрать и, наконец, что и как посадить. Строитель этого не может сделать.



? Но если дом уже стоит, и что-то уже вырублено, как разобраться, кому можно доверить устройство сада?

? Трудный вопрос. Сейчас в том, что у нас понимается под ландшафтным проектированием, предложение превышает меру вероятия. Огромное число фирм предложит вам сады ?под ключ?, то есть и проект, и его осуществление, да еще в десяти вариантах. Если делать как нужно, то к предложению сделать ?под ключ? надо относиться с подозрением, потому что дизайн должен быть отделен от исполнения. Грамотный подрядчик на ландшафтные работы и садовый архитектор ? это разные люди и занимаются они разными делами. Кроме того, как увидишь эти ?десять вариантов?, так можешь быть уверен ? это лажа. Для одного места не может существовать десять одинаково хороших решений. Дизайнер должен предложить один-единственный вариант, главный, оптимальный. Оптимальный, может быть, плохое слово, лучше сказать ? настоящий, принадлежащий целиком этому месту. Вот его и надо делать. Потому я и говорю, что тех, кто предлагает много вариантов, качество проекта волнует в меньшей степени. Им нужно продать материалы и накрутить на строительстве и на растениях. А если дизайн от исполнения отделен, то есть шанс, что решение будет действительно интересным, а не исходящим из того, какие материалы и растения остались от предыдущего заказа.



? Как помочь человеку понять, чего он ожидает от этого интересного решения? Согласитесь, что в старину было куда проще. Стили в садово-парковом искусстве менялись не спеша. За регулярным парком с прямыми аллеями и стрижеными живыми изгородями пришел пейзажный, с извилистыми аллеями и прудами, затянутыми ряской. Несем было ясно, как делать, по крайней мере, на что ориентироваться. Сейчас есть какая-то генеральная линия в этом искусстве, мода, тенденции? Как вообще должен выглядеть современный сад?

? Сегодня, пожалуй, никакого большого стиля нет. Как и во многом другом, как и в архитектуре, есть глобалистическая тенденция. Это означает, что разница между садами в разных странах нивелируется. Иногда по фотографии ландшафта, если не очень хорошо видны растения, и не скажешь, где это. Как небоскребы везде одинаковы, так и сады в умеренных зонах тоже начинают быть одинаковыми. И только материал, то есть сами растения, поскольку их использование продиктовано или ограничено климатом, разные.



? Если мерить эти интернациональные сады старыми мерками, то они регулярные или пейзажные?

? Если имеется в виду противопоставление ?геометричности? и ?естественности?, то они и не регулярные до конца, и не пейзажные, это какая-то амальгама. Если сад в городе, то городской контекст часто диктует геометричность линий в ландшафте. Но это все равно не та регулярность, что, скажем, в Версале. Но тут и там есть примеры пейзажных композиций. Опять же, создать пейзажный сад наподобие настоящего английского на обычном, среднестатистическом участке, то есть на пятнадцати-двадцати сотках, невозможно. Английские сады, некогда задавшие моду на ?естественность?, ?пейзажность?, разбивали на огромных территориях, потому что они еще и заимствовали виды из окружающего ландшафта ? полей, лесов. Так что сейчас есть и то и другое, а их сочетание подсказывает само место.



? Это, я так понимаю, общая тенденция. А есть что-то особенное, для садовых модников?

? Сейчас мир без ума от дикой природы. Поскольку этой дикой природы остается все меньше, люди восхищаются сорняками, а не хитро выведенными гибридами, заросшими прудами, а не энергоемкими фонтанами, некошеными лугами, а не газонами. Из моды вышли цветники с веселенькими узорчиками, где все приглажено, ? они стали скучны, стали олицетворением муниципального озеленения, то есть того, что делается рутинно и без фантазии. А сад, где человек ?отрывается?, ? он теперь должен быть другой, он должен быть экстенсивным по затратам на него, должен требовать минимального ухода. Он должен соответствовать местному климату, местным почвам, местному гидрологическому балансу, чем меньше в этот сад вмешиваются, тем лучше. Что в этом месте будет расти без вмешательства, то и надо сажать. Поэтому совершенно другие растения входят в моду: не сорокасантиметровые георгины или что-нибудь такое же вычурное и трудоемкое, а наоборот, растения с мелкими невзрачными цветками, но привлекающие насекомых или птиц. Сад, наполненный дикой жизнью, ? вот это сейчас страшно модно.



? А нас эта ?дикая? мода уже захватила ?



? Пока не особенно. Это и понятно, у нас еще не пройден этап причесанных садов, мы не устали от красивых муниципальных клумб. Боюсь, что до утомления от них, до стремления к дикой природе пройдет еще очень много времени. Вот тогда те, у кого на участках дикие заросли, не будут стремиться от них избавиться. А пока главные увлечения нашего заказчика ? это водоем и так называемая ?горка?...



? Та самая пресловутая альпийская горка?



? Ее, как правило, называют альпийской, но это режет слух, поскольку настоящая альпийская горка ? это имитация горного ландшафта с горными же растениями. Во-первых, такие растения найдешь далеко не всегда, даже сегодня, когда есть огромное предложение. Во-вторых, это страшная вещь с точки зрения ухода ? для нее нужен садовник, работающий постоянно (полоть между камнями ? адская работа). Но собственно альпийскую горку никто почти никогда не делает, а делают какие-то кучи из случайных камней, причем непременно разноцветных. На это людей толкают либо ландшафтные фирмы, либо пример соседей, стремление делать ?как у людей?.



? Получается, если весь мир с ума сходит по естественности, то наша нынешняя тяга ко всему заморскому, этим горкам в том числе, ? сплошное неприличие. И если сил нет как хочется японский садик или чтобы как в Италии, то надо это подавить в себе?

? Нет, конечно. Мне кажется, к этому надо относиться толерантно. Если человеку где-то очень понравилось, он хочет воспроизвести у себя хотя бы кусочек любимого места, то это желание в общем-то тоже имеет право на осуществление. Важно только осознать это желание, точно его сформулировать и грамотно исполнить. Потому как это можно сделать и очень талантливо, и очень бездарно. В ботаническом саду Академии Наук японец создал в свое время прекрасный японский сад. С помощью других растений, разумеется, поскольку в Японии климат мягче.



? Вот это новость. Я правильно понимаю, что если душа просит, чтобы у меня в деревне зацвел кусочек Италии, то это тоже можно устроить ?с помощью других растений? ?

? С определенным приближением, конечно. Тон в итальянском пейзаже, в одном из, скажем так, его возможных вариантов, задают маслины ? узкие серебристые листья, корявые стволы. В наших широтах на их роль можно взять облепиху или лох серебристый, или некоторые виды ивы, у них тоже узкие серебристые листья. Но растениям должен весь антураж подыгрывать ? определенный стиль садовой мебели, определенное мощение дорожек, фактура и окраска стен дома. Если в ?оливах?-ивах будет прятаться деревянная избушка, Италии не получится, как не получится ее и в том случае, если типичная вилла с плоской крышей, с лоджиями и жалюзи будет стоять среди берез. Получится, когда все будет вместе. Вот другой пример ? белые шершавые стены, неглубокие протяженные бассейны, насыщенные цвета растений, яркая керамика ? это мавританский сад. Но разбит он может быть как во Франции, так и в Южной Финляндии. Это элементарно сделать и в наших условиях с помощью самых обычных растений ? череды, петуньи, бархатцев, георгинов, настурций. Плюс ярко-рыжие черепки, которые сразу придают всему этому средиземноморский характер. Так что можно и Италию, и Японию, если очень хочется. И вообще к саду вряд ли можно подходить только с эстетическими критериями, потому что, в конечном итоге, сад должен радовать. Если человек хочет фиолетовые георгины, как один мой заказчик, потому что они у него с чем-то там в голове связаны, не мое дело разбираться ? с чем. Мое дело ? выполнить его желание, органично включить их в мою схему. Ну и не испортить природу. После этих слов у меня немного отлегло от сердца. Да здравствует садовая мода ? самая гуманная мода на свете. Попробуйте сегодня выйти в свет при поролоновых плечах, которые всех нас делали похожими на хоккеистов в конце восьмидесятых, или, скажем, в сиреневом, который намозолил нам глаза во времена уже не столь отдаленные. Ведь все косо смотреть будут, и никакого сочувствия к твоим пристрастиям не выразят. А в саду, оказывается, можно себе позволить немного почудить. Правда, лучше всего чудить так, как один небезызвестный помещик, который все хотел через пруд выстроить каменный мост... ?Впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами?.



О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ТРУДОЛЮБИЯ



? В общем, всем прекрасен ландшафтный дизайн, но все же есть один момент, в котором он здорово уступает, скажем, дизайну интерьера. После того как дизайнер нарисовал твою квартиру, мастера все построили и покрасили, декоратор тряпочки развесил, тебе остается только пыль вытирать. Другое дело ? сад. Растения размножаются, норовя загородить друг другу солнце, репьи лезут не пойми откуда, гусеницы все пожирают. То есть покой нам только снится. Вместо того чтобы любоваться с утра до вечера красотой, ты должен приковать себя цепями к клумбам и боскетам навечно. Эта унылая &

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com