Технологии строительства и деревообработки.

Рынок кафеля: ?от кутюр? и на ?каждый день?

Несмотря на уменьшение индекса потребительских настроений, емкость рынка кафеля в прошлом году выросла на 70%

Волковинская И. Рынок кафеля: ?от кутюр? и на ?каждый день? // Галицькі контракти . . 8 апреля 2002 (№ 14) . С. 24-5-25

Рынок кафеля, в отличие от товаров, так сказать, первой необходимости, может служить индикатором покупательной способности населения, поскольку строительство или ремонтно-восстановительные работы требуют средств, которые выходят далеко за рамки текущих расходов домашних хозяйств. С другой стороны, этот рынок тесно связан со строительным сектором. Аналитики прогнозируют увеличение емкости рынка кафеля на 35% ? до 27 млн кв. м против нынешних 20 млн кв. м. Коррективы в эти планы может внести дальнейшее падение индексов потребительских настроений, о котором ?Контракты? писали в № 5.





Производители: соотношение в продаже отечественного и импортного кафеля ? 41,6 к 58,4%

В прошлом году на отечественном рынке плитки активно работали крупные операторы: ?Кармен?, ?Бестлайн?, ?Цермент АГС?, ?Агромат?, ?Керамин-Киев? (все ? Киев), ?Будивел?, ?Риом?, ?Стройкерамика? (все ? Днепропетровск), ?Автодон? (Донецкая обл.), ?АРС? (Ужгород). Они удовлетворили потребности украинского рынка, которые в 2001 году составляли почти 20 млн кв. м плитки. Соотношение объемов продаж отечественной продукции (8 млн кв. м) и импортной (11,2 млн кв. м) продукции сбалансированное (41,6% и 58,4% соответственно).

Оживление строительного рынка в известной мере обусловило динамику рынка строительно-отделочных материалов. По данным Госкомстата Украины, во II квартале 2001 года объемы строительно-монтажных работ увеличились для государственных предприятий на 56%, для частных ? на 36%. В течение III квартала показатель баланса увеличивался по всем видам объектов строительства: социально-культурного назначения на 37%, жилого ? на 32%, производственного ? на 23%. Кроме того, население не прекратило ремонтировать жилье. Хотя оживление строительства носило преимущественно сезонный характер, в целом увеличение емкости рынка кафеля по отношению к 2000 году составляло 70%.

Распределение стран, чья продукция традиционно ввозится в Украину, осталось без изменений. Первое место занимает Испания (39%), далее идут Беларусь (14%), Италия (9%), Литва (7%), Польша (7%), Турция (6%), Чехия (6%), Россия (4%), Словакия (4%). Процентный взнос каждой фирмы-производителя не превышал 2%.

Отечественный производитель представлен двумя заводами: Харьковским и Львовским. Но их еще ждет путь белорусских коллег: найти инвестора, модернизировать оборудование, стоящее $20?50 млн, организовать маркетинг и сбытовую сеть.

Тогда и станет возможным вытеснить с украинского рынка импортеров дешевого кафеля. А пока отечественная продукция не в состоянии конкурировать с недорогим кафелем из Беларуси, изготовленным на высококачественном итальянском оборудовании.



Структура продажи: половина приходится на дешевый кафель

По-прежнему наибольшим спросом пользуется дешевая керамическая плитка (20?35 грн за кв. м). На нее приходится половина общего объема продаж. Средний по цене кафель (35?50 грн за кв. м) составляет треть рынка. 14% покупателей предпочли кафель по 50?80 грн за кв. м, а товара эксклюзивного, цена которого выше 80 грн за кв. м, приобретено всего 2%.

Концентрация финансовых ресурсов в столице и крупных областных центрах четко предопределяет и региональную структуру продаж. Киев, например, потребил четверть общего объема. Немногим больше ? все областные центры с населением свыше 1 миллиона жителей ? 38%. Областные центры, не относящиеся к ?миллионникам?, заняли 20% рынка. И очень низкий показатель в остальных населенных пунктов ? все вместе взятые 17%. Малый показатель последних объясняется низким уровнем жизни в городках, поселках и селах, а также недостаточным вниманием продавцов к ?неперспективным? районам.



Цены падают, но минимума не достигли



По данным ТД ?Кармен?, за последние годы розничные цены на кафель снизились на 25%. Эта тенденция развивается. По прогнозу коммерческого директора ?Кармен? Михаила Мешкова, в ближайшее время ожидается дальнейшее снижение цен не менее чем на 10% за счет экономии на накладных расходах и сокращении посреднического звена.

Более жесткая конкуренция заставит операторов (прежде всего ? компаний-оптовиков) вести борьбу дифференцированно. На рынке дешевого кафеля ожидается борьба цен (будет дешеветь именно недорогая продукция), но что касается дорогой ? такие методы не годятся из опасения нивелировать престиж. Значит, на этом рынке развернется борьба сервиса ? индивидуальное обслуживание, бесплатные дизайн-проекты и т. п.

Прогнозировать цены и перспективы внутреннего производства можно опираясь на нынешнее распределение наценок:



Иностранный производитель



ввозная пошлина....................................20%

транспорт.................................................. 20%

оптовая наценка импортера ...19?20%



розничная наценка .......................20?25%





Отечественный производитель



транспорт ..................................................12%

оптовая наценка ....................................15%

розничная наценка ...............................30%

наценка в собственной розничной



сети производителя .....................30?50%





Бросается в глаза, что у тех, кто будет сотрудничать с отечественными производителями, намного больше шансов победить в ценовой борьбе. По мнению специалистов ТД ?Кармен?, в Украине должен появиться мощный отечественный производитель, который в корне переменит общую структуру рынка.



Ассортимент: мода на авангард меняется в сторону ?дикого камня? и древесины

Авангардный стиль, царивший на европейском рынке кафеля три года, ? яркие цвета, геометрический рисунок ? постепенно теряет позиции. Вместо него популярность приобретает обрезная плитка крупных размеров (30/60 см), имитирующая натуральный камень. Благодаря совершенным технологиям изготовления качество этой плитки настолько высокое, что на расстоянии метра неспециалист уже не может отличить ее от мрамора или гранита.

В прошлом году получила развитие тенденция применения декора, имитирующего натуральную древесину. Вслед за кафелем, имитирующим паркет, появились ?керамически-деревянные? фризы на пол и на стену. Много подобных украшений и для ванных комнат.

На рынке Украины распространяется рустиковый стиль, по канонам которого кафель не отличается от дикого камня: есть искусственные расколы, отбитые края, местами якобы потерянный блеск. Понятно, что использование такого кафеля нуждается в стилевой поддержке: ванна на ?львиных? ножках, старинная мебель и проч.

Ежегодная международная выставка Cevisama (Валенсия, Испания) в феврале 2002 года подтвердила развитие этих тенденций. Кстати, для тех, кто следит за ?высокой модой?, сообщаем: в этом году на ее вершине упомянутый кафель крупных размеров, матовый, без характерного блеска глазури, имитирующий ткань или обои.

А что касается дешевого кафеля, то на них сверхмодные стили не распространяются. Здесь, как и раньше, преобладают классические цвета и размеры.



Прогноз на 2002 год: рост емкости рынка еще на 40%

Несмотря на февральское отставание объемов продаж (? 40% среднегодовых), импортеры кафеля надеются на сохранение тенденции общегодового роста. Удержать динамику на том же уровне они планируют за счет рыночных механизмов повышения покупательского спроса (улучшение сервиса, использование системы скидок, распродаж и т. п.). Аналитики прогнозируют рост емкости рынка плитки до 27 млн кв. м. Коррективы в эти планы может внести дальнейшее падение индексов потребительских настроений, о котором ?Контракты? писали в № 5. По этой причине может замедлиться прогрессирующее увеличение внутреннего рынка (1999 г. ? 8,5 млн кв. м, 2000 г. ? 11 млн кв. м, 2001 г. ? 20 млн кв. м).



Тенденции украинского рынка кафеля



За последних два года розничные цены снизились на 25%, ожидается дальнейшее снижение на 10%

В дешевом сегменте конкуренция снижает цены, в дорогом ? улучшает сопутствующий сервис

Вскоре, как это уже произошло в Беларуси, в Украине появятся мощные национальные производители, что приведет к перераспределению рынка и росту экспорта



Мнение специалиста





?Если в Украине построят несколько заводов, она станет крупным экспортером кафеля?

Михаил МЕШКОВ, коммерческий директор ТД ?Кармен?:



? Рост объемов продажи кафеля в 2001 году произошел за счет дешевого импортного кафеля, который завозят в большом количестве и быстро продают. С другой стороны, это говорит о слабости национальных производителей, поскольку во всех странах дешевую плитку производят сами, а импортируют в основном оригинальный дорогой кафель из Италии, Испании, Германии. В Украине идеальные условия для строительства кафельных заводов ? лучшие в Европе месторождения глин (в первую очередь, каолина), промышленная инфраструктура. Если в Украине построить хоть несколько заводов, она станет крупным экспортером кафеля.



Минимальная смета отделки кафелем стандартной малогабаритной ванной комнаты площадью 3 кв. м

Кафель на пол: 3 кв. м х 20 грн - ..........................................60 грн

Кафель на стены: 18 кв. м х 22 грн - ................................396 грн

Работа: мин. $4 за укладку 1 кв. м кафеля - ..............486 грн

Клей для кафеля: 4 мешка - ................................................100 грн

Прочие мелочи: до - ..............................................................100 грн

Итого: около - .........................................................................1100 грн



Точка зрения





Завозить из-за границы дешевую плитку абсурдно



Марина БОГДАНЕНКО, заместитель генерального директора ТПК ?Бест Лайн?:

? У каждой фирмы собственная стратегия. Кто-то наращивает прибыль за счет продажи больших объемов дешевой плитки. Некоторые фирмы, наоборот, занимаются только эксклюзивными моделями ? в результате, обслуживая двух-трех клиентов, такие фирмы получают ту же прибыль, что и фирмы, обслужившие 1000 покупателей. Поскольку наша компания ориентирована на потребителя со средним уровнем достатка, а средний класс начал формироваться недавно, мы только сейчас начали пожинать плоды своего труда. Из года в год растут объемы потребления наших материалов.

Прежде всего это плитки заводов, входящих в десятку крупных предприятий мира, но не эксклюзивные. Это материалы очень высокого качества и оригинального дизайна, но по приемлемым ценам. Ценовой диапазон ? от 30 до 100 грн за квадратный метр плитки. Стратегия нашей компании рассчитана заведомо на много лет, мы сознательно шли к этому результату. Кстати, даже западные специалисты отмечали, что такого магазина, как наш, сейчас в Украине нет: в одном месте собраны все последние модели ? это и не ширпотреб, и не эксклюзив. Мы отслеживаем все новинки ? осенью была выставка в Италии, в марте ? в Испании.

У нас уже представлены модели с этих выставок. Бытует порочное мнение, якобы, чтобы пустить завод по выпуску керамической плитки, самое главное ? глина. Глина, конечно, важная составная, но отнюдь не решающая. Жаль, что в нашей стране, обладающей мировыми запасами глины, нет ни одного нормального завода по производству керамической плитки. Я, честно говоря, не думаю, что в обозримом будущем ситуация существенно изменится. Даже если в Украине появятся одна-две современные линии по производству плитки, это не решит проблему внутреннего рынка.

Дешевую плитку надо производить на внутреннем рынке ? абсурдно возить такую плитку из-за границы, из той же Беларуси или России. Почему, например, в Испании так быстро строят заводы по производству керамической плитки? Просто там развита инфраструктура. Это не только завод по производству плитки ? это завод по производству оборудования, палет, красителей и т. д. Если в Украине построить один такой завод, на который дополнительно будут работать еще три-четыре завода, представьте, какой будет себестоимость нашей плитки ? она будет золотой. А в той же Испании на сто заводов работает только один, который производит оборудование, соответственно и цена будет значительно ниже. Пока у нас не будет развитой инфраструктуры, пока не построят сотни заводов, ситуация в Украине не изменится.



Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com