Технологии строительства и деревообработки.

Да будет свет!

Тенденция к световому совершенствованию характерна отнюдь не только для Москвы. Санкт-Петербург в этом смысле не отстает от столицы, не менее успешно культивируя свой музыкально-танцевальный бизнес

Ушаков К. Да будет свет! // Бизнес-журнал. 2003 . №17. C. 16-20

Москва ? один из крупнейших городов мира с населением около 15 миллионов человек, которые имеют представление о западной танцевальной культуре по передачам MTV, желают не отставать от модных веяний и постоянно ищут новых впечатлений?

Вечерний вояж по респектабельным дискотекам Парижа, Милана или Франкфурта не даст возможности познакомиться со столь впечатляющим перечнем высокотехнологичного оборудования. Везде и всюду ? свет от Coemar, Clay Paky или High End Systems и звук от JBL, Turbosound или Outline. И это правило, а не исключение?.



Так описывал свои впечатления о путешествии по клубно-дискотечной Москве корреспондент весьма авторитетного журнала ?World Discotheque Review?, ? и было это еще летом 1995 года. Сегодня клубная культура выросла и качественно и количественно, и не только в Москве.

Чем дальше, тем естественнее становится реальным правилом, а не исключением то, что уже на этапе проектирования каждого вновь организуемого развлекательного центра ? пусть даже самой небольшой и окраинной дискотеки ? его создатели в первую очередь стараются решить вопросы, связанные со светотехническим вооружением. Ну а такие ветераны московского клубного движения, как ?Титаник? или ?Арлекино?, принимающие каждый вечер по несколько тысяч человек, способны полностью погружать посетителей в совершенно сказочную световую атмосферу. Постоянные посетители популярной ?Метелицы? не могли не обратить внимания на то, что световое оборудование клуба уже неоднократно подвергалось модернизации. Благодаря активной позиции руководства и высоким стандартам технического менеджмента, световая инфраструктура клуба ?Метелица? уже в течение целого ряда лет представляет собой один из самых мощных и эффективных комплексов в столице.

Тенденция к световому совершенствованию характерна отнюдь не только для Москвы. Санкт-Петербург в этом смысле не отстает от столицы, не менее успешно культивируя свой музыкально-танцевальный бизнес. ?Метро?, ?Голливудские ночи?, ?Mad Wave?, ?Депутат-бар? ? вот далеко не полный перечень мест в городе на Неве, которые могут служить образцами самых современных и весьма оригинальных светотехнических инсталляций, соответствующих и высочайшему классу, и собственному внутреннему духу. А возможности светового комплекса, установленного во владивостокском клубе ?Наутилус?, даже превзошли ожидания его хозяев и позволили им довольно долго удерживать региональный рекорд ажиотажного спроса на свободные места и ?лишние билетики?.



Диверсификация



Один из примеров успешного освоения рынка светотехники демонстрирует ?ДОКА Медиа? ? компания, работающая на российском шоу-техническом рынке уже более десяти лет. История предприятия берет свое начало в 1987 году, когда группа молодых инженеров, работавших ранее на различных государственных предприятиях Зеленограда, организовала самостоятельную научно-производственную структуру, присвоив ей многообещающее имя ?Дока?.

Поначалу это была типичная компьютерная фирма, однако со временем ей стало тесно в традиционных зеленоградских отраслевых рамках. Несколько инициативных разработок профессионального светотехнического обоpудования в 1989?90 годах указали путь возможного расширения сферы ее интересов и влияния.

Коммерческий успех многофункциональных осветительных комплексов DL-80 и DL-80-01, а также одновременно созданных пультов управления, диммеpов, световых панно, декоративных светильников и вспомогательных устройств, стал в определенной мере неожиданностью даже для самих разработчиков. Осветительные системы фирмы ?ДОКА? были закуплены государственной телерадиокомпанией ?Останкино?, установлены в Уфе, Нижнем Новгороде, Тюмени, Новосибирске, Омске, других городах России и республиках СНГ. Светотехническая программа компании быстро набирала обороты, и это направление деятельности постепенно заняло лидирующие позиции в ее бизнесе.

Дебют акционерного общества ?ДОКА? в качестве светотехнической фиpмы на специализированной международной выставке SIEL в Париже в февpале 1993 года произвел впечатление не столько, конечно, качеством экспониpованной компанией продукции, сколько самим фактом присутствия на столь авторитетном форуме независимого и полноправного российского представителя. Для большинства посетителей и участников выставки стало открытием то, что в нашей стране вообще существует шоу-бизнес, и кто-то может всерьез специализироваться на распространении современной светотехники. Тем не менее, новичку глобального рынка с первого захода удалось вступить в сотрудничество с такими крупными фирмами, как F.А.L, ADB, JEM и др., а через некоторое время стать эксклюзивным дистрибьютором целого ряда европейских производителей светотехнического обоpудования (достаточно упомянуть фирму Clay Paky ? мирового лидера в области разработки и производства ?интеллектуальных? светотехнических приборов), поставляя на отечественный рынок современные системы управления, многофункциональные прожекторы и другие осветительные устройства, дым-машины, вспомогательные приборы и аксессуары.

Сегодняшний российский рынок шоу-оборудования широк и разнообразен, а характер его бурного развития пока еще таков, что почти любое из возможных устройств, от небольших дешевых приборов до сложных дорогостоящих систем, находит своего потребителя. В этой связи поставщики стремятся к универсальности ассортимента. Чтобы привлечь клиентов, следует предусмотреть непосредственное участие специалистов компании в проектировании строящихся объектов, осуществлять консалтинг и предпродажное комплектование оборудования в зависимости от конкретных потребностей и финансовых возможностей клиента; монтаж, наладку на месте дальнейшей эксплуатации и сдачу обоpудования ?под ключ?; обучение персонала работе с поставляемой техникой; снабжение запасными частями; техническое обслуживание. Евpопейская Россия, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Укpаина, Узбекистан ? вот далеко не полный перечень регионов и территорий, где уже есть вполне кредитоспособные заказчики. Скажем, среди клиентов ?ДОКА Медиа? ? ВГТРК, телецентр Государственной Думы, Большой театр, Государственный центральный театр кукол С. Образцова, Детский музыкальный театр Н. Сац, театр ?Сатирикон?, драматические театры Томска, Магнитогорска и многих других городов. Причем в последнее время среди проектов комплексного светового оснащения все большую роль стали играть именно театральные.

Насколько велико количественное и качественное многообразие используемых в мировой практике и представленных сейчас на отечественном рынке устройств, приборов, комплексов и систем всевозможного назначения и класса, настолько широк спектр предложений компаний и фирм из разных городов и регионов страны, специализирующихся теперь в этой области.

Конечно, поставщиков с таким авторитетом и опытом, какой приобрели, например, ?Лайтмастер?, ?Светогор?, ?Имлайт? или A&T Trade, не так уж много ? на то и лидеры, чтобы задавать ритм и тон общему развитию. Однако рынок находится на подъеме. И, судя по всему, вскоре мы услышим о новых, динамичных и креативных его участниках.



Из тени в свет



Ирина Волкова, PR-менеджер ДЦ ?Арлекино?



Великий Ренан как-то сказал, что ?жизнь ? это луч света, промелькнувший среди глубокой ночи?. Свет делает мир ярким и разнообразным. Современный человек уже не мыслит своего существования без света домов, уличных фонарей, огней витрин и буйства световых красок на театральной сцене или дискотечном подиуме.

Современные световые технологии позволяют создать и визуально организовать совершенно новое представление ?места и пространства?. Для этого нужно уметь манипулировать светом, управлять светом, оформлять светом и, наконец, радовать светом! А это уже особый талант руководителей и директоров ресторанов, казино, различных культурно-развлекательных центров и комплексов. По мнению специалистов по свету делового центра ?Арлекино?, существуют тысячи возможностей игры света, позволяющих вашему заведению стать исключительным и единственным в своем оригинальном, элегантном и изысканном оформлении.

С появлением разнообразных электронных светотехнических устройств и программируемых контроллеров стало возможным создание уникальных проектов светового оформления ресторанов, клубов, казино, дискотек, шоу-программ с динамическим изменением уровня освещения, его цветности, насыщенности и конфигурации ? в зависимости от фантазии художника-оформителя и заложенной программы. Взяв в руки пульт дистанционного управления, можно изменить настроение любого интерьера ? от празднично-торжественного до мягкого и даже интимного, ведь все управление осуществляется централизованно. В ресторан, клуб люди приходят отдыхать, и у каждого человека ? свое представление об отдыхе и свое настроение. Кого-то устроит яркий, праздничный свет и громкая музыка, кого-то обрадует интимный полумрак, кто-то рассчитывает на романтический ужин и его приятно удивит мерцающее звездное небо над головой. Световые эффекты могут также имитировать разное время дня ? от рассвета до заката.

Световые эффекты, которые подобно специям, делающим блюдо изысканным, превращают шоу в настоящую феерию, заставляющую зрителя напрочь забыть о проблемах реальной жизни и окунуться в атмосферу настоящего праздника, карнавала, ?вулкана страстей?. Ведь свет на концертах и шоу должен заставить зрителя задуматься о духовном, добре, зле, радости, грусти, победе! Свет ? это та палитра, с помощью которой это рисуется.



Найти своего потребителя



Александр Фокичев, директор светотехнического направления компании ?ДОКА Медиа?

Глобальный рынок шоу-техники вообще и его светотехнический сектор в частности переживает период стагнации. Это очевидная реальность, особенно в отношении Европы, и связана она со всеми многочисленными экономическими проблемами сегодняшнего дня. Да и сам по себе этот рынок уже вполне насыщен. Поэтому европейские производители за последнее время заметно активизировались в поисках новых потребителей. Еще не так давно в качестве наиболее привлекательного для себя региона они рассматривали Восточную и Юго-Восточную Азию: Китай, Корею, Филиппины, Индонезию и т. д. Однако сейчас, особенно в результате эпидемии SARS (которая удивительно быстро ликвидировалась ? очевидно, посчитав свою маркетинговую миссию выполненной), самые авторитетные фигуры мировой светотехнической промышленности стали все больше и больше внимания уделять России и ее потребностям. Конечно же, этот процесс начался не сегодня и даже не вчера ? нашему, например, сотрудничеству с ведущими зарубежными разработчиками светотехнической аппаратуры уже почти десять лет, ? но именно теперь, на мой взгляд, настает момент для резкого ускорения роста российского рынка: этому способствует и повышение интересов сбыта, и расширение сферы потребления этого оборудования у нас в стране, вызванное количественным и качественным развитием индустрии развлечений.

К сожалению, численных оценок российского рынка шоу-светотехники пока не существует. В соответствии с единственными известными мне экспертными данными, его объем (т. е. объем продаж светотехнической аппаратуры ?в чистом виде?) в прошлом году составил 25 млн. долларов. Но это если говорить о всем рынке в целом ? при том, что свои особенности присутствуют в каждом его сегменте. А их, при самой общей структуризации, по крайней мере три: низкобюджетные (условно говоря, любительские и полупрофессиональные) и небольшие по формату дискотеки и клубы, крупные профессиональные клубы и прочие музыкально-развлекательные центры и, наконец, театры, концертные залы, дворцы спорта и другие сооружения и площадки для массовых зрелищ, нуждающиеся, как правило, в современном высокотехнологичном оборудовании.

При наших российских масштабах практически любые типы светового оборудования могут найти своего потребителя в том или ином рыночном сегменте. В небольших дискотеках, которые могут себе позволить израсходовать на светотехнику 5?20 тыс. долларов или немного больше, достаточно широко используется недорогая аппаратура, произведенная или в Китае, или нашими отечественными неспециализированными фирмами. Более дорогие, хорошо оснащенные и высококлассные клубы располагают обычно целевыми средствами в пределах 50?150 тыс. долларов и ориентируются уже на вполне совершенную западную светотехнику для оформления самых эффектных музыкально-танцевальных программ. По нашим наблюдениям, два этих первых сегмента в столичных городах уже несколько стабилизировались, и максимальная активность их развития теперь перемещается в региональные центры: все больше и больше новых клубов различного ранга возник

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com