Технологии строительства и деревообработки.

"...легальным путем решить проблему почти невозможно"

Производитель электродвигателей ? об организации сервиса экспортированной продукции

Стеценко Ю. "...легальным путем решить проблему почти невозможно" : [Беседа с заместителем генерального директора СП ЗАО "ХЭМЗ-IPEC" Стеценко Ю. / Записал Поддубный Д.] // Бизнес . 2002. 23 сентября 2002. (№ 39) . C

Юрий СТЕЦЕНКО (49), заместитель генерального директора СП ЗАО ?ХЭМЗ-IPEC?.

Образование ? в 1977 году окончил Харьковский политехнический институт по специальности инженер-теплоэнергетик.



СП ЗАО ?ХЭМЗ-IPEC? (г.Харьков)




Дата образования ? 1995 год, начало работать в 1996 году.

Продукция ? 84 типа погружных электродвигателей мощностью от 22 кВт до 250 кВт для привода центробежных насосов по откачке пластовых жидкостей из нефтяных скважин.

Крупнейшие акционеры ? почти 100% акций принадлежат канадской International Petrpoleum Company.

Количество работающих ? 450 человек.



Производственные площади ? 20 тыс.кв.м.



Объем производства электродвигателей в 2001 году (в денежном выражении) ? 49 млн грн.



Почему спросили у них



СП ЗАО ?ХЭМЗ-IPEC? ? нетрадиционный представитель отечественных производителей электродвигателей. Во-первых, он делает исключительно глубинные ?движки? для нефтедобытчиков, во-вторых, является весьма успешным предприятием на общем довольно-таки унылом фоне, в-третьих, его акции почти полностью принадлежат иностранной компании. Наконец, самое главное ? почти весь свой товар СП ?гонит? за пределы Украины. Вот мы и решили выяснить, как чувствует себя украинский экспортер высокотехнологичной продукции в современных условиях.



? Каков ваш рынок сбыта?



? 99% продукции мы поставляем на экспорт, в основном в Россию и Белоруссию. Данные Таможенного комитета свидетельствуют, что по состоянию на сентябрь 2002 года доля нашего предприятия в экспорте в Россию электродвигателей и электрогенераторов всех мощностей и габаритов составляла 35%. Наши основные покупатели ? ТНК, ЛУКойл, ЮКОС, ?Славнефть? и другие нефтедобывающие компании.



? А ?Укрнефть??



? С ней тоже работаем. Однако если в Украине добывается 2 млн т нефти в год, а один ЛУКойл добывает 46 млн т, понятно, что наш основной потребитель ? россияне.



? Ваш главный учредитель ? крупная канадская компания. Почему вы не поставляете электродвигатели в ту же Канаду?

? Наша продукция ? немаловажная, но лишь составная часть целого комплекта оборудования по добыче нефти, в который кроме двигателя входят: насос, станция управления, трансформатор, кабельная линия. Во всем мире покупают сразу полный комплект, разве что в России предприятия еще берут отдельные агрегаты и сами их комплектуют.

Но в последнее время на российском рынке активизировали свою деятельность ведущие американские компании, поставляющие полнокомплектные установки для нефтедобычи и предлагающие к тому же услуги по сервисному сопровождению и ремонту.



? Как вы собираетесь действовать в этой ситуации?



? Ведем переговоры с американскими компаниями о том, чтобы они применяли в своих установках наши электродвигатели. Для этого в прошлом году мы сертифицировали систему качества производства на соответствие международным стандартам ISO9002, а в этом году планируем получить сертификат еще более высокого уровня. Но такие переговоры с иностранными производителями ? дело не одного дня. Очень тяжело преодолеть психологический барьер: ведь американцы считают, что украинское оборудование не может быть хорошим.



? А на самом деле?



? Технические характеристики наших электродвигателей несколько хуже американских, чего мы и не скрываем. Но это обусловлено объективными причинами. Дело в том, что высокая точность погружного электродвигателя зависит от качества изоляционных материалов, оборудования и используемой меди. Изоляционные материалы мы применяем хорошие, а вот по второму и третьему пунктам отстаем.



? Поскольку вы почти ?стопроцентный? экспортер, невозмещение НДС для вас, должно быть, одна из существеннейших проблем?

? Существенная, хотя не единственная. С возвратом НДС складывается парадоксальная ситуация. Так вышло, что мы никогда не пользовались льготами, положенными совместным предприятиям. До начала нынешнего года проблему НДС мы кое-как решали: при импорте комплектующих и материалов передавали таможне так называемые импортные векселя и таким образом перекрывали взаимные налоговые обязательства. Но в декабре прошлого года был принят закон откровенно дискриминационного характера относительно СП. Мало того, что их лишили льгот, так еще и запретили передавать в таможню векселя в погашение импортного НДС.

Для нас это был страшный удар. В прошлом году мы передали таких векселей в счет невозмещенного нам бюджетом НДС на 3,7 млн грн. А в этом году были вынуждены уплатить таможне уже ?живыми? деньгами 2,1 млн грн. При этом НДС нам по-прежнему не возмещают. Этот долг составил около 2,5 млн грн. и продолжает расти. Получается глупость какая-то: все на общих основаниях пользуются правом импортных векселей, а мы, как СП, оказались в каком-то ущербном положении.



? А ситуация с отгрузкой на условиях FOB вас коснулась?

? Самым непосредственным образом. Вся эта чехарда, затеянная ГНАУ, к чему привела? Раньше все риски по доставке продукции перекладывались на нашего покупателя, и это было нам выгодно. А когда мы попали в ловушку, подстроенную налоговиками, все риски легли на нас. Наши потребители находятся не ближе Москвы, и мы вынуждены были перейти к самостоятельным перевозкам по территории иностранного государства. Однажды, в 2000 году, у нас уже был неприятный инцидент, правда, тогда мы везли комплектующие из России в Украину. За 9 км до российской таможни нашу машину ограбили люди, переодетые в милицейскую форму. И с тех пор мы платим штрафы родному государству в размере 0,3% стоимости пропавшего груза за так называемое нахождение валюты за рубежом.



? Ежемесячно?



? Ежедневно! Хотя все знают, что мы правы. Но на сегодня мы уже заплатили налоговой две стоимости того груза. И в какие только инстанции ни обращались, никто не может помочь. И ни один суд не принимает к рассмотрению дела, связанные с валютой за рубежом в случае ее пропажи на чужой территории. Теперь нас толкают к тому, чтобы мы транспортировали свою продукцию по иностранной территории. Значит, мы должны либо нести дополнительные страховые расходы, либо быть готовыми при подобных происшествиях вернуть деньги покупателю и заплатить ему неустойку.



? Вы много работаете с российскими партнерами. Как за ближайшим ?бугром? заботятся о собственном производителе?

? Во времена СССР основная масса электротехнических заводов находилась на территории Украины. Сейчас Россия стремится замещать украинскую продукцию собственной. Поэтому там работают специальные инвестиционные программы для развития собственной электротехнической отрасли.



? А там есть предприятия, выпускающие продукцию, аналогичную вашей?

? Они появились недавно и уже составляют нам конкуренцию. Причем по стартовым условиям они находятся в лучшей ситуации. У них на родном рынке, естественно, нет таможенных барьеров, а нам растаможка каждой партии обходится в несколько дней.

После налоговой реформы у них появилось и такое преимущество, как облегченная база подоходного налога. А это напрямую отражается на заинтересованности работников: одно дело, когда у тебя забирают из зарплаты 13%, а другое ? когда 30-40%. Есть и еще одна важнейшая позиция, по которой мы проигрываем, ? создание собственных сервисных центров. Как известно, в мире реализация сложного оборудования предусматривает его дальнейшее обслуживание. А мы не можем преодолеть украинские законы и создать за границей, в России, свои сервисные центры.



? Это что, запрещено?



? Нет, конечно. Однако нормативная база такова, что легальным путем решить эту проблему почти невозможно. Можно повесить вывеску ?Сервисный центр?, но ведь речь идет о том, чтобы наполнить его большими запасами всевозможных комплектующих, расходных материалов. А согласно украинским таможенным правилам, материальные ценности могут находиться за пределами страны не более года. Это значит, что каждый год нужно возить каждую гайку туда-сюда за тысячи километров и тратиться при этом на оформление всех таможенных документов.



? И как вы выкручиваетесь?



? Никак не выкручиваемся. Не проводим обслуживания и находимся на низшей ступени продаж сложного высокотехнологичного оборудования. Просто при поставке отправляем комплект запасных частей. Еще хорошо, что нефтяники содержат при себе собственные сервисные центры и могут в случае чего отремонтировать наше оборудование.



Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com