Технологии строительства и деревообработки.

Красочные перспективы

О региональных особенностях рынка

Момот И. Красочные перспективы // Строительство и реконструкция . . 6 мая 2003 (№ 5) . С. 20

16 апреля этого года состоялось очередное заседание Building Media Club (ВМС) на тему: ?Проблемы и перспективы рынка лакокрасочных материалов?.



Обозначить тенденции развития украинского рынка ЛКМ, обсудить накопившиеся проблемы и поделиться своим опытом их решения за ?круглым столом? собрались руководители отечественных предприятий-производителей, импортеры лакокрасочной продукции и представители торгующих организаций.

Проблем, как оказалось, на украинском рынке лакокрасочных материалов накопилось немало. К наиболее актуальным вопросам собравшиеся отнесли: ?информационную закрытость? отрасли, проблемы качества и контроля качества продукции, растущую конкуренцию, наличие на рынке поддельной продукции и довольно низкую потребительскую культуру.

Многие операторы рынка считают, что ?информационная закрытость? украинской лакокрасочной отрасли довольно негативно сказывается на формировании ?цивилизованного? рынка. Большинство присутствующих согласились с Евгением Владимировичем Егоровым, маркетинг-директором ЗАО ?Лакма? в том, что негативные процессы, происходящие сегодня на украинском рынке ? это, частично, результат информационного вакуума, в котором пребывает сегодня лакокрасочная отрасль. ?Демпинг ? это, скорее, ?порождение? не объективных требований рынка, а информационная ?закрытость? отрасли, наша неопытность, наше невладение современными технологиями маркетинга и методами ведения конкурентной борьбы?, ? сказал Е. В. Егоров. Собравшиеся признали, что проблемы ли нужно решать сообща, а для этого необходимо объединятся в Ассоциацию. Кстати, как известно в ходе заседания ВМС, подобная Ассоциация вполне может быть создана уже в ближайшее время по инициативе Днепропетровского ЛКЗ и столичного АОЗТ ?Химрезерв?.

От обсуждения глобальных вопросов собравшиеся перешли к обсуждению насущных проблем, которые сегодня волнуют всех представителей лакокрасочного рынка ? и производителей, и оптовиков, и розничных операторов Так, по словам Василия Охримовича Товстого, депутата Киевсовета, сегодня ?взоры? крупных строительных организаций обращаются, как правило, в сторону лакокрасочной продукции от отечественного производителя. Например, для проведения внешних отделочных работ практически на всех ?новостройках? Оболони были использованы фасадные краски от киевской ?Лакмы? и черновицкого ?Колора?. ?Украинский товар уже не один год у всех на виду.

И я считаю, что у украинской лакокрасочной промышленности - большое будущее?, ? сказал Василий Охримович.

Не секрет, что производителям всегда интересно узнать, от каких факторов зависит успех продаж ЛКМ в розничных торговых точках. Поэтому для собравшихся было особенно важно присутствие на заседании представителей розничной торговли. Интересующей всех информацией с собравшимися поделились Денис Вячеславович Еремеев, директор торгового центра ТГ ?Мастер? и Марина Сергеевна Николаевская, директор ООО ?Олма XXI?. Так, по мнению операторов рынка ЛКМ, отечественным производителям необходимо уделять больше внимания рекламе своих торговых марок, специальному обучению торгового персонала и т. д. По мнению участников заседания, подобная информация несомненно поможет украинским компаниям в более успешном продвижении своей продукции на рынке.

В ходе заседания ВМС была затронута и проблема повышения потребительской культуры. Представители "цивилизованной" торговли отметили, что до сих пор многие наши соотечественники предпочитают покупать лакокрасочные материалы на строительных и хозяйственных рынках. И не смотря на то, что сегодня цены на рынке и в магазине практически идентичны (а иногда, рыночные цены превышают магазинные). Как считают Денис Вячеславович и Марина Сергеевна, "рыночный формат" сложно назвать наиболее подходящим для торговли лакокрасочными материалами - ведь на рынках, как правило, не так строго соблюдают условия хранения ЛКМ, как в магазине, зачастую продукция "зимует" в неотапливаемых помещениях, что негативно сказывается на качестве товара. Кроме того, в отличие от специализированных магазинов, на рынках не вся лакокрасочная продукция снабжена необходимыми документами и сертификатами. Да и шансов приобрести поддельный товар у покупателя значительно больше на базаре, чем в магазине.

К проблеме низкой потребительской культуры, собравшиеся отнесли и невысокий уровень ?профессиональной культуры? потребителей.

Как отметили производители лакокрасочных материалов: качество покрытия зависит не только от качества самой краски, но и от множества других факторов (например, тщательной подготовки основания, правильного выбора типа краски, соблюдения технологии нанесения и т. д.), которым некоторые строительные бригады, зачастую, не уделяют должного внимания. Своими методами контроля качества покрытия с собравшимися поделились Виталий Леонидович Демидов, ведущий специалист по рекламе, маркетингу и сбыту продукции компании ?Фиолент-колор? и Людмила Дмитриевна Черевко, начальник отдела сбыта АОЗТ "Коростенский завод Янтарь".

Импортеры зарубежных ЛКМ также не остались в стороне от обсуждения проблем гарантии качества лакокрасочных покрытий. Так, Сергей Николаевич Хоменко, директор компании "Деловое сотрудничество" (официальный ТМ Feidal), обратил внимание собравшихся на то, что подобные гарантии и производитель, и импортер может давать только совместно со строительными организациями, выполняющими отделочные работы.

После завершения официальной части заседания, участники ?круглого стола? еще долго не расходились, продолжая общаться друг с другом. Что еще раз подтвердило необходимость и своевременность проведения очередного заседания ВМС именно на эту тему.

Организаторы ВМС благодарят руководителей и ведущих специалистов компании, принявших участие в очередном заседании клуба. В дальнейшем на страницах нашего издания мы продолжим разговор об изменениях, происходящих на лакокрасочном рынке Украины.



О РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РЫНКА



Виталий Леонидович Демидов, ведущий специалист по рекламе, маркетингу и сбыту продукции ЧП ?Фиолент колор?

В Крыму отмечаются те же тенденции развития рынка ЛКМ, что и по всей Украине: постепенное смещение потребительского спроса в сторону добротной продукции и рост продаж экологичных лакокрасочных материалов.

Довольно непросто завоевать доверие потребителей к новой торговой марке. И если частного потребителя можно ?убедить? в преимуществах новой торговой марки с помощью средств рекламы, то на профессионала подобные методы практически не влияют. Здесь важно дать строителю ?почувствовать? удобство работы с представляемым материалом и вселить в него уверенность в стабильном качестве продукции.



О ПОДТВЕРЖДЕНИИ КАЧЕСТВА



Сергей Николаевич Хоменко, директор ООО ?Деловое сотрудничество?

Сегодня основным подтверждением качества лакокрасочной продукции выступают, как правило, объекты, выполненные при помощи того или иного материала. К сожалению, пока в Украине нет независимой структуры, к которой можно было бы обратиться за проведением экспертизы, направленной на подтверждение декларируемых качественных и технических характеристик какой-либо конкретной марки лакокрасочных материалов. А между тем, подобная структура могла бы значительно помочь и производителям, и импортерам в формировании цивилизованного ?лакокрасочного? рынка.



О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЕ



Марина Сергеевна Николаевская, директор "Олма ХХI"



Потребитель пока психологически не готов к тому, что на украинском рынке есть действительно качественная отечественная продукция. Подобная ситуация наблюдалась, например, на рынке продовольственных товаров, однако сегодня там ситуация в корне изменилась. Почему этого пока не происходит на рынке ЛКМ?

Для того чтобы переломить ситуацию в сторону отечественного производителя, необходимо приложить усилия направленные, в первую очередь на дальнейшее повышение качества продукции, а также на повышение ?потребительской культуры? покупателя ЛКМ. Это и публикации в специализированной прессе, и работа с покупателем на уровне продавца-консультанта, и грамотные и корректные рекламные кампании. Кроме того, сегодня значительная часть покупателей предпочитает приобретать лакокрасочные материалы не в специализированных магазинах, а на строительных рынках, абсолютно не приспособленных для таких целей. Как правило, рыночные торговцы не выдерживают условия хранения лакокрасочных материалов, особенно в зимнее время. Там же реализуется и ?поддельная? продукция. От этого очень страдает репутация многих торговых марок как отечественных, так и импортных.



ОБ АССОРТИМЕНТЕ



Людмила Дмитриевна Черевко, начальник отдела сбыта АОЗТ ?Коростенский завод ?Янтарь?

Изменения, произошедшие в последнее время в потребительских предпочтениях, не могли не оказать влияния на ассортимент выпускаемой продукции. Многие крупные украинские лакокрасочные заводы расширили свой ассортиментный ряд экологически чистыми водно-дисперсионными материалами. Низкая покупательская способность значительной части населения нашей страны, ?подталкивает? некоторых производителей выпускать дешевые лакокрасочные материалы. Ведь если есть спрос, значит, должно быть и предложение. Но даже самая дешевая продукция должна иметь определенные качественные характеристики.

Однако отечественному производителю не следует ориентироваться только на дешевый продукт. Уровень благосостояния населения растет, а значит, растет спрос на более дорогие лакокрасочные материалы.



О РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖАХ



Денис Вячеславович Еремеев, директор ТЦ ЗАО ?ТГ ?Мастер?

Успех продаж лакокрасочных материалов в розничных торговых точках в большой мере зависит от подготовки торгового персонала. Ведь с вопросами о качественных показателях и особенностях применения той или иной марки краски покупатели обращаются именно к продавцу-консультанту.

Было бы неплохо, если бы отечественные производители внимательнее относились к рознице ? обеспечивали постоянное наличие в магазинах рекламных и информационных материалов, занимались специальной подготовкой торгующего персонала (например, проводили семинары по подготовке специалистов розничной торговли ЛКМ). Так, заметив снижение продаж краски определенной торговой марки в одном из наших магазинов, был проведен семинар для продавцов. В результате, уже в ближайшее время уровень продаж этого товара вырос на 25%.



О БОРЬБЕ С ПОДДЕЛКАМИ



Евгений Владимирович Егоров, маркетинг ? директор ЗАО ?Лакма?

Проблема ?пиратской? продукции на украинском лакокрасочном рынке стоит довольно остро. Репутация многих добросовестных производителей постоянно страдает от некачественных подделок. Это, в свою очередь, подрывает доверие потребителя к отечественной продукции вообще.

Опыт европейских стран свидетельствует, что для успешного решения этой проблемы необходимы совместные усилия как со стороны производителя, так и со стороны государства. Производитель может и должен защитить свою продукцию, используя оригинальную упаковку товара и различные методы защиты этикетки (например, голографические знаки). Но пока государство не будет защищать добросовестного производителя и не ужесточит меры в борьбе с подделками, пока Патентная палата не ускорит свою работу по регистрации товарных знаков и марок отечественного производителя - проблему ?пиратства? в лакокрасочной отрасли не решить.



Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com