Технологии строительства и деревообработки.

Дух компании и ее офис

Об обустройстве офиса

Карих Е. Гудим Ф. Дух компании и ее офис // Карьера. 2003 . №5. C. 42-45

Офисов в России много. Но проблема их грамотного обустройства тем не менее не решена. Учитывая практичность и функциональность, не следует забывать об эргономичности рабочих мест & престиже компании. Главное же требование к оформлению офиса ? помощь в эффективном продвижении компании.

Существуют три фактора, влияющих на стиль и организацию офисного пространства: вкус руководителя, географический фактор (ориентация на европейский или американский менеджмент) и сфера деятельности компании. Как показывает практика участников рынка, на российских просторах при обустройстве офиса основополагающую роль все еще играет фактор номер раз (см. выше). И только недавно с приобщением российского бизнеса к прогрессивному менеджменту обустройство рабочего пространства стали поручать профессионалам, призванным обеспечить функциональность, представительность и эргономичность офиса.

Американский подход к оформлению офисных помещений отличает динамичность, а порой и агрессивность, которую сознательно стремится продемонстрировать руководство. Отличительная черта ? использование одного стиля, что называется, в чистом виде. Европейский подход более демократичен и допускает стилевое смешение. В таких офисах детали урбанистического хай-тека могут мирно соседствовать с классическим персидским ковром ручной работы.

Ориентация на профильную деятельность фирмы также немаловажна, поскольку обстановка офиса, в первую очередь, должна максимально отражать фирменный стиль компании. Выбор здесь не особенно велик: общепринятыми считаются два варианта организации офиса. Кабинетно-коридорная система позволяет органично сочетать рабочую обстановку с индивидуальным психологическим климатом помещения.

Идею демократичного офиса наиболее полно реализует стиль open space, когда на большой площади располагается однотипная мебель, а кабинеты руководителей находятся за перегородками. Впрочем, как показывает практика, большинство компаний на российском рынке выбирает третий, смешанный вариант, но обыгрывает его каждая по-своему.

Например, рабочее пространство банковских офисов традиционно разделяется на две части. В первой сосредоточены отдельные кабинеты для высшего руководства. Во второй части, предназначенной для остальных сотрудников, пространство обычно организовано в стиле open space, где отдельные уголки отгорожены для руководителей среднего звена. При обустройстве такого офиса в открытой зоне люди должны, с одной стороны, ощущать себя единой командой, ? с другой ? сохранять личное пространство. Для достижения утих целей в банковских офисах чаще всего используются низкие перегородки.

В офисах юридических компаний обстановка призвана демонстрировать стабильность, добросовестность и благородную консервативность. Отсюда плавно вытекают требования к интерьеру & оформлению: строгость, рациональность, полное соответствие положению и рангу фирмы. И еще ? четкая иерархия, которая должна прослеживаться во всей структуре офиса. Здесь превалирует кабинетная система. Такие компании стремятся сформировать положительный образ, поэтому для их офисов как нельзя лучше подходит солидная мебель классического стиля.

Офисы инженерных и технологических компаний, как правило, чрезвычайно насыщены мебелью, но при этом эргономичны и компактны. Поэтому идеальное решение для таких помещений ? планировка в стиле open space с невысокими перегородками. Эстетика здесь плавно перемещается на второе место, а на первое выходят комфорт и удобство. Но это относится только к рабочим помещениям, для которых представительские функции не слишком важны. А вот кабинет руководителя следует обустроить по всем правилам. Если он будет оформлен под старину или выдержан в манере неоклассицизма, то вряд ли произведет должное впечатление на посетителей. Гораздо более уместным станет хай-тек как олицетворение высоких технологий.



Авангардом увлекаются олигархи, считающие, что в состоянии позволить себе самые экстравагантные выходки, или маленькие компании, желающие произвести впечатление прогрессивных и современных



Задача офисов компаний? участников потребительских рынков показать товар лицом. Следствие такого подхода ? легкая утрированность и даже экстравагантность, сознательно используемые при оформлении интерьеров. В качестве материалов в основном применяется ламинат различных оттенков, стекло и металл. Здесь допустимы яркие цвета, необычная подсветка, использование новейших дизайнерских разработок. Главное ? вовремя обуздать желание произвести неизгладимое впечатление и не утратить стилистической цельности. Иначе можно незаметно отойти в сторону кича.



Анна Ульянова, главный архитектор компании А&А:

? Не только профиль компании определяет интерьер офиса, но и менталитет и история фирмы. Есть банки, предпочитающие классику ? она олицетворяет надежность, консервативность, почитание традиций. А другие банки, наоборот, устраивают в своей обители совершеннейший хай-тек. Этим они показывают, что готовы рисковать, идти на нестандартные решения. Клиент обычно не знает, чего он все-таки хочет. Наша задача постепенно это выяснить. А для этого нужно начать мыслить категориями заказчика. Работа архитектора ? это всегда оригинальный офис. И если к архитектору обращаются, он предлагает не беспорядочный набор вариантов интерьера, а формирует образ среды в компании. И выступает обычно не только как художник, но и как психолог.



Редакции, рекламные и PR-агентства чаще других компаний используют преимущества открытого офиса. Демократичность в этих компаниях заложена в самой структуре ? босс всегда открыт и для идей, и для общения с сотрудниками. Требования к мебели в таких офисах ? эргономичность и многофункциональность. Например, офисные стеллажи можно использовать как перегородки. Или отгораживать сотрудников с помощью перегородок-ширм на колесиках. Посадить же за один стол стараются тех, кто чаще всего будет ?коммуниковать?. К примеру, бренд-менеджеров, ведущих один и тот же бренд. Или двух-трех пиарщиков, работающих над одним проектом.

Если в помещении все служащие одной специальности, в нем, окорее всего, будет свободная планировка, а если там много отделов ? зонированное пространство. Там же, где от сотрудников требуется большая сосредоточенность, например в бэк-офисах банков, устанавливаются высокие шумопоглощающие перегородки или даже небольшие кабинки.



Материалы & вещи



Выбор цвета, формы, аксессуаров и деталей офиса рождает ассоциации, которые не могут не влиять на взаимоотношения между клиентом и компанией, сотрудниками и руководителем. Лет пять назад прогрессивным считалось использование в отделке и оформлении офиса натуральных материалов. Сегодня дизайнеры сочетают стекло, пластик и металл. Эти материалы отражают современные технологии. А тот, кто оформляет ими помещение, хочет показать, что следит за всеми изменениями на рынке. Обилие стекла символизирует также прозрачность и информационную открытость. Выбор материалов для отделки офиса определяется, в первую очередь, отношением к жизни топ-менеджеров компании. Они отвечают за внутреннюю организацию работы ? они и решают, какой Офис оптимален. Самые смелые и уверенные в себе менеджеры могут облечь офис в хай-тек или техно.



Дом родной



Хороший руководитель старается создать лучшие условия для своего персонала. Понимая, что людям периодически приходится работать по 12?14 часов в день, архитекторы и дизайнеры руководствуются принципом китайских философов: ?Реальность ? не стены и крыша, а внутреннее пространство? ? и создают в офисе максимум комфорта и уюта. Недостаток дневного света, который может обернуться для иных длительной депрессией, компенсируют обилие стекла разных тонировок, а также воздушные конструкции из алюминия и дерева. Вместо ?создающих? плохой цвет лица флюоресцентных ламп ? рассеивающий свет галогенок. Тоску по живой природе пытаются заглушить маленькими искусственными водоемами, фонтанами, множеством цветов в холле. Сказываются принципы объединения ландшафта и интерьера, разработанные Ллойдом В. Райтом и архитекторами 50-х годов.

Для большей социальной адаптации в офисную планировку стараются вносить специальные зоны общения персонала. Холл, к примеру, дополняют широкие светлые или стеклянные коридоры, предназначенные больше для совместных прогулок, чем для перекура. В офисах с коридорно-кабинетной системой обустраивают лестничные площадки. А в случае радикальных урбанистски-технократических решений металлические лестницы и площадки становятся ядром, вокруг которого организуются кабинеты. ?Одомашнивание? офиса происходит также благодаря персонализации рабочего места, когда отсутствие отгороженной территории компенсируется индивидуализированной мебелью. А на столах снова появляются фотографии любимых собак и подруг, дипломы и чашки.



Вадим Кузнецов, коммерческий директор компании ?ФЕЛИКС? советы по разработке оформления офиса:

1. Разбейте рабочее пространство на четыре функциональные зоны территорию босса, рабочую зону, зону отдыха, подсобные помещения (гардеробную и столовую)

2. Территория босса должна



а) иметь презентабельный вид,



б) создавать рабочую атмосферу,



в) обеспечивать клиенту комфорт в переговорной зоне, г) мобилизовывать сотрудников во время летучек, совещаний и мозговых штурмов

3 При оформлении рабочей зоны сотрудников необходимо

а) объединить сослуживцев в функциональные группы, изолированные друг от друга стенами или перегородками,

б) предусмотреть места для переговоров если коллектив невелик, переговорные зоны можно обустроить по соседству с рабочими местами сотрудников Если же наоборот ? переговорные лучше разместить в холлах и рекреациях,

в) еще на стадии проектирования позаботиться о звукоизоляции помещения,

г) в зависимости от целей и задач продумать тип освещения в помещении



?Адриатический? офис



Заказчиком проекта выступило крупное туристическое бюро ?Солярис Тур?, специализирующееся на VIP-турах в Хорватию ? страну с тысячелетней историей, чьи города и замки эпохи Ренессанса могут сравниться лишь с архитектурой Венеции и Амстердама. Мозаики римских бань и средневековые церкви, картины венецианских мастеров ? далеко не все, что можно увидеть в этой стране. Окруженная с одной стороны синими волнами Адриатики, а с другой ? роскошной зеленью приморских лесов и живописными скалами, Хорватия похожа на сказку. Эту сказку и пожелал воплотить в интерьере своего нового офиса заказчик. ?Дизайнерское решение должно передавать дух Адриатики. Мы хотим дать нашему клиенту возможность прямо с порога нашего офиса окунуться в атмосферу региона, его климатических и архитектурных особенностей?, ? поставил условие заказчик.

В Хорватии памятники античной культуры (фрагменты городских кварталов) сохранились до наших дней как часть современной жизни. Поэтому у специалистов архитектурного бюро компании А&А родилась идея создания офиса в стиле античного атриума: стены и пол ? мрамор и гранит; потолок ? стекло, голубое небо и белые облака. Карнизы и лепнина из гипса создают иллюзию состаренного мрамора. Свет не активен, создается скрытой подсветкой и отражается потолком. В качестве основных цветов были выбраны естественные цвета морской волны и мрамора.

Специфика организации рабочего процесса турбюро ? постоянная работа с большим количеством документов, каталогов, брошюр, обилие оргтехники на рабочих столах ? ставила под сомнение возможность построения гармоничного пространства. Поэтому, чтобы не делать ?тяжелые? акценты, в проекте была использована создающая эффект легкости мебель Frezza с большим количеством стекла и металла. Так в оснащенном компанией А&А офисе был соблюден принцип контраста и гармонии: современность и античность, античность страны и передовые методы работы бюро. Архитектор проекта ? Анна Ульянова

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com