Технологии строительства и деревообработки.

Мэрия настроена поторговаться

На прошлой неделе были подведены итоги конкурсов по привлечению инвесторов для строительства в столице ряда подземных объектов



На прошлой неделе были подведены итоги конкурсов по привлечению инвесторов для строительства в столице ряда подземных объектов. Заявки были поданы на шесть из девяти конкурсов, объявленных в январе. Наибольший интерес у инвесторов вызвало строительство паркинга и торгово-офисного центра на Вокзальной площади. В результате борьбы между двумя претендентами за право финансировать этот проект горбюджет получит дополнительные средства



Денежный вопрос интересовал Киевскую горгосадминистрацию прежде всего, и в результате подведение итогов по некоторым конкурсам превратилось в обычный торг. Особый ажиотаж вызвал конкурс по привлечению инвестиций для подземного строительства под Вокзальной площадью. Заявки на участие в нем подали три претендента, один из которых уже инвестирует в строительство паркинга на этой площади, а второй вложил 86 тыс. грн. в разработку нового проекта и практически согласовал процесс строительства с ?Укрзализныцей?.

Поскольку шансы на победу у обеих компаний были практически одинаковы, единственным критерием для конкурсной комиссии могло стать только увеличение процента отчислений на нужды города. В итоге конкурс превратился в открытые торги, в результате которых доля отчислений в горбюджет с 10% от суммы инвестиционного предложения постепенно возросла до 16%. Компанию ?Трейд-Инвест?, предложившую наибольшую сумму, и признали победителем этого конкурса. С учетом того, что инвестиционная емкость данного проекта превышает 108,8 млн. грн., отчисления на развитие инфраструктуры города, предложенные победителем, превысят 17 млн. грн.

Для участия еще в четырех конкурсах поступило всего по одной заявке, поэтому с выбором победителя у горгосадминистрации проблем не возникло. При подведении итогов вышеперечисленных конкурсов главе комиссии оставалось только напомнить победителям о том, что в случае неперечисления в десятидневный срок 10% от суммы инвестиций в горбюджет результаты конкурсов автоматически аннулируются.

Другие конкурсы прошли не так гладко. Например, несмотря на наличие двух участников, пришлось отменить конкурс по привлечению инвестора для строительства торгового центра в районе метро ?Дарница?, поскольку горгосадминистрация ?забыла? включить в предложенный проект строительство еще одного выхода из метро. Этот конкурс будет объявлен повторно, с учетом дополнительных площадей и, соответственно, возросшей практически в два раза стоимости инвестиционного проекта.

Ни одного претендента не нашлось на подземное строительство в районе площади Т. Шевченко, Харьковского шоссе и станции метро ?Лесная?. Несмотря на это, в мэрии итогами конкурсов вполне довольны, поскольку общая сумма инвестиций по реализации пяти предложенных инвесторам проектов составила 226,63 млн. грн. Соответственно, на развитие Киева дополнительно получено 25,5 млн. грн., 1,9 млн. грн. будут перечислены на счет горгосадминистрации как организатора конкурсов.



Борьба за проценты



Реконструируя подземные пешеходные переходы и создавая в них за счет инвесторов торгово-бытовые и развлекательные комплексы, городские власти рассчитывают привлечь средства не только на развитие инфраструктуры столицы и решение имеющихся социальных проблем, но и на нужды горгосадминистрации



Согласно новым условиям проведения подобных конкурсов победитель должен, во-первых, отчислить минимум 10% от ориентировочной стоимости проекта в городскую казну на социально-экономическое развитие города. А во-вторых, 1% перечислить Киевской горгосадминистрации, как организатору конкурса, в качестве компенсации затрат на подготовку инвестиционного проекта.

Еще одна выгода для мэрии состоит в том, что инвесторы не только реконструируют, но и берут на себя дальнейшее содержание подземных переходов. В общей сложности в Киеве насчитывается более 200 подземных пешеходных переходов, на содержание и косметический ремонт которых ежегодно тратится до 4 млн. грн. бюджетных средств. В случае, если инвестор построил в переходе торговые площадки, на него возлагаются обязанности по содержанию и прилегающей к ним территории.

Кроме всего этого, горгосадминистрация наверняка получает свои дивиденды, предлагая инвесторам, разумеется, не бесплатно, некую городскую структуру в качестве заказчика строительства. В принципе, инвестор имеет право сам выступать заказчиком, не прислушиваясь к предложениям городских властей, но это может затянуть реализацию проекта на неопределенное время. Поскольку заказчик ? это субъект хозяйственной деятельности, который несет на себе организационную функцию, связанную с проектированием, техническими условиями, разрешительной документацией, непосредственно строительством и т. д., то инвестору выгодно, чтобы заказчик был опытен и знал все ?выходы? для ускорения согласовательных процессов на всех этапах строительства.?

Как заявил заместитель мэра столицы, руководитель главного управления экономики и развития города Киевской горгосадминистрации Валерий Борисов: ?Мы вообще стараемся не вмешиваться в деятельность инвесторов, если в этом нет необходимости. Наша идеология ? создать условия, а потом не мешать?.



Подземные центры на периферии появятся нескоро



Строительство подземных комплексов выгодно как инвесторам, так и горгосадминистрации. Однако если в центре столицы такая практика получила широкое распространение, то строительство подобных объектов на окраинах города инвесторов пока не интересует



Практика строительства подземных комплексов за счет средств инвесторов началась три года назад с реконструкции подземного перехода на Крещатике и создания там торгового центра ?Квадрат?. Инвестором этого проекта выступила компания ?XXI век?. Поскольку проект оказался удачным, в Киеве появилось еще четыре подземных ?Квадрата?, а со временем и двух-

уровневые торгово-развлекательные комплексы в центре города: ?Метроград? и ?Глобус?. Их строительство велось уже на конкурсной основе.



Действующие? подземные торговые центры в Киеве:?? сеть ?Квадратов?; ?Глобус?; ?Метроград?; ?Самсон?



Победителем тендера по финансированию строительства комплекса ?Метроград?, протянувшегося от площади Льва Толстого до Бессарабки, было признано ООО ?Мiсто Слави?, а ?Глобуса? ? компания ?Дилайт?, которая и является его полноправным собственником. В реализации этого проекта совместно с ?Дилайт? принимала участие, как разработчик концепции, компания Colliers International, а также АКБ ?Надра?.

Каждый из существующих подземных центров ориентирован на определенный круг покупателей. Например, подземные магазины сети ?Квадрат? отличаются специализацией: на площади ?Славы? преимущество отдано книгам, а также аудио- и видеопродукции, в комплексе возле метро ?Дружбы народов? ? хозяйственным товарам и мебели. ?Квадрат? на Крещатике планируется сделать специализированным магазином по продаже обуви. ?Метроград?, объединяющий в себе торговые точки, экспресс-кафе, рестораны быстрого питания, залы с игровыми автоматами, пункты бытового обслуживания, разделен на кварталы. В ?Глобусе? организована продажа известных марок одежды, а также сеть мини-ресторанчиков.

Реконструкция центральной части Киева должна закончиться созданием подземного перехода с паркингом, соединяющего Европейскую площадь с Майданом Незалежности и ?Глобусом?. Этот проект включает в себя и надземную реконструкцию, в частности, застройку нечетной части Крещатика, начиная от гостиницы ?Днепр? до ул. Институтской. Конкурс по реконструкции Европейской площади Киевская горгосадминистрация планирует объявить в текущем году.

Собственники всех подземных центров считают реализованные ими проекты вполне удачными. Окупаться они будут за счет аренды, поэтому предпочтение отдается крупным операторам. Средняя окупаемость подобных проектов составляет от 5 до 10 лет. Но насколько бы ни были интересны подземные проекты, многие инвесторы считают их реализацию выгодной только в центральной части города. На окраинах, где площади позволяют создание надземных комплексов, особого смысла начинать длительное и дорогостоящее подземное строительство, по их мнению, нет.



Комментарий



Татьяна ЧЕСТНЕЙШАЯ, генеральный директор сети торговых центров ?Квадрат?:

? В настоящее время нам принадлежат пять подземных ?Квадратов?: в районе станций метро ?Дружбы народов?, ?Шулявка?, ?Майдан Незалежности?, ?Крещатик? и площади Славы. Кроме этого, есть и два надземных ?Квадрата?: возле метро ?Лукьяновка? и достраивается на Борщаговке. В принципе, все они себя оправдали: в первую очередь, мы создали себе имидж и брэнд для компании. Мы довольны темпами окупаемости наших проектов. Окупаемость зависит от стоимости аренды, которая, в свою очередь, связана с масштабом предприятия и его месторасположением.

Так, если квадратный метр ?Квадрата? на Шулявке стоит 50 грн., то на Крещатике ? 150 грн. Поэтому ?Квадрат? на Крещатике уже окупился. И это при том, что согласно существующей статистике насыщение рынка приводит к ежегодному снижению арендной платы минимум на 10%. Но мы изначально были готовы к этому и при создании проектов учитывали то, что рано или поздно придется идти на снижение арендных ставок.

В ближайшее время мы не собираемся продолжать подземное строительство. В планах компании ? развитие имеющиеся ?Квадратов?, их реконструкция, а также строительство аналогичных, но уже надземных комплексов.



Инвесторы надеются на содействие городских властей

ООО ?Трейд-Инвест?, созданное в 2002 году, выступает инвестором ряда проектов, связанных со строительством торгово-развлекательных комплексов, бизнес-центров, элитного жилья и гостиничных комплексов, создаваемых в Киеве. О том, чем же заинтересовал компанию проект подземного строительства на Вокзальной площади, рассказывает генеральный директор ООО ?Трейд-Инвест? Андрей Вещунов



? К участию в реализации проекта по реконструкции Вокзальной площади мы готовились больше года. Прежде всего, проект заинтересовал нас своими масштабами и месторасположением. Во-первых, будущий торгово-офисный комплекс, совмещенный с подземным паркингом, будет размещаться в центре огромной транспортной развязки, включая железнодорожные потоки, метро и движение автотранспорта.? Во-вторых, реализация данного проекта решит проблему недостаточного количества парковочных мест в районе Вокзальной площади и связанных с этим неудобств. Учитывая все это, мы рассчитываем на достаточно быструю окупаемость данного проекта.

Комплекс будет состоять из нескольких блоков. Подземный паркинг на 500 мест будет расположен на нижнем этаже подземного комплекса, непосредственно под Вокзальной площадью. На втором, верхнем этаже подземной части комплекса будут находиться торговые помещения, кафе и рестораны. Второй блок торгово-выставочных помещений будет надземным. Размещаться он будет над платформами пригородных поездов справа от Вокзальной площади.

Следуя нашему опыту реализации подобных инвестиционных проектов за рубежом, мы планируем закончить строительство комплекса примерно через 2-3 года. Безусловно, мы заинтересованы воплотить проект как можно раньше, однако сроки реализации во многом зависят от содействия городских властей в получении необходимых разрешений на строительство.


Итоги конкурсов по привлечению инвесторов для строительства подземных комплексов




Проект, предлагаемый на конкурс


Победитель конкурса


Общая сумма инвестирования, млн. грн. (приблизительная цена с НДС)




Строительство подземного перехода с нежилыми помещениями торгового комплекса под проездной частью на проспекте Бажана около станции метрополитена "Харьковская"

ООО "Фостер"


8,43





Завершение строительства нежилых помещений торгового комплекса в подземном пространстве в районе примыкания Нового проезда к ул. Красноармейской

ООО "Эльба"


5,34





Строительство подземного пешеходного перехода с помещениями торгово-выставочного комплекса под проезжей частью ул. Владимирской на участке от ул. Л. Толстого до бульвара Т. Шевченко

ООО "Элай"


101





Реконструкция подземного перехода около станции метро "Университет" на бульваре I Шевченко со строительством нежилых помещений торгового комплекса

ООО "Триал"


12,5





Строительство подземного паркинга с подземно-надземными нежилыми помещениями торгово-офисного предназначения в составе Воê

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com