Технологии строительства и деревообработки.

Срывать "лимоны" с кустов зелёных

С каждым годом озеленительный бизнес становится всё выгоднее. По оценкам экспертов, объём рынка декоративно-лиственной и цветочной продукции уже сегодня более $70 млн

Крапива С. Срывать "лимоны" с кустов зелёных // Бизнес . . 19 мая 2003 (№ 20) . С. 108-112

По экспертным оценкам, объем ?зеленого? рынка составляет более $70 млн.

Товары, реализуемые на рынке: живые декоративные растения, кусты и кустарники, цветы.

Оказываемые услуги: озеленение территорий, дизайн интерьеров, ландшафтное строительство, создание систем орошения.

Структура рынка: 53% ? импортная продукция; 47% ? отечественная.

Продано продукции украинского производства (по данным Госкомстата):

? в 2001 г. ? на $974 тыс.,



? в 2002 г. ? на $5180 тыс.



Импортировано продукции (по данным Госкомстата):



? в 2000 г. ? на $4424,32 тыс.,



? в 2001 г. ? на $7577 тыс.,



? в 2002 г. ? на $10216 тыс.



Количество крупных операторов: 15 промышленных теплиц, около 20 импортеров декоративно-лиственной и цветочной продукции, 30 садовых центров, более 100 ландшафтных бюро и около 50 фирм по озеленению.

Количество мелких производителей, продавцов и импортеров учету не поддается.



Ситуация на рынке



Последние 2-3 года рынок декоративно-лиственной и цветочной продукции в Украине стабильно растет. Увеличивается и потребительский спрос, что подтверждают возросшие объемы отечественного производства и импорта. В декоративно-лиственный и цветочный бизнес приходят новые технологии, появляются и развиваются новые направления ? ландшафтные, поливочные, предоставляются услуги по озеленению. Предприниматели намерены возродить давнюю культуру оформления парков, скверов, внедряют малые ландшафтные формы, в которых применяют современные технологии полива, выращивания саженцев декоративно-лиственных пород и однолетних цветочных культур. В общем, на месте не стоят ? строят и реконструируют теплицы, расширяют ассортимент и экспериментируют с новыми культурами, сортами, технологиями и пытаются отстроить разрушенную когда-то структуру производства и сбыта. К сожалению, положительные процессы на этом рынке сопровождаются и рядом проблем: отсутствием водорастворимых удобрений, слабым развитием селекции и семеноводства, плохой агротехникой и т.д. Участники рынка не пытаются объединиться, выработать единую ценовую политику и предложить меры борьбы с контрабандой зеленой продукции.

Отрадно, что в регионах рынок этой продукции растет не менее интенсивно, чем в столице. На слуху у специалистов такие компании, как ?Тендем? (г.Дрогобыч), ?Голландская Троянда?, ?Днепровский? (обе ? г.Кременчуг), ?Сиеко? (г.Днепропетровск), ?Теремки?, ?Аскания флора?, ?Укрфлора? и ?Камелия-К? (все ? г.Киев), ?Глория? (г.Донецк), ?Флорис? (г.Харьков) и др. Со слов специалистов, наиболее известных украинских фирм ? производителей зеленых насаждений насчитывается около 20. Количество средних и мелких подсчитать никто не отважился. Емкость украинского рынка декоративно-лиственных растений и цветов некоторые операторы оценивают в $70 млн и даже чуть больше. Большинство операторов утверждают, что возрождению этой индустрии Украина обязана опыту законодателей моды ? Голландии, Германии и Польше, продукция которых (семена, луковицы, саженцы, цветы на срезку) занимает сегодня, по их мнению, около 60% отечественного рынка. Считая потенциально емкий украинский рынок лакомым кусочком, иностранные компании намерены открывать здесь свои представительства, филиалы и задействовать отечественных дистрибуторов для продвижения своего товара.

Прошлый год для производителей, поставщиков и продавцов выдался весьма удачным. По данным Госкомстата, они реализовали разного декоративно-лиственного товара примерно на $15 млн в оптовых ценах, что в 1,8 раза больше, чем в 2001 году. За 2002 год, по данным официальной статистики, объем продаж импортных продуктов вырос на 26%, а отечественных ? почти на 80% (в денежном выражении) по сравнению с 2001 годом, что говорит об активном развитии украинских производителей. Однако основную выручку торговцам принесла все же импортная продукция, хотя доля ее на отечественном рынке уменьшилась до 62%. Сравните: в 2001 году ? 88%.

По информации Госкомстата, в 2002 году в Украину было ввезено живых растений и продуктов цветоводства (луковиц, клубнелуковиц, деревьев, кустарников, свежих и засушенных цветов и т.д.) на $10,2 млн, что почти на $2,6 млн больше, чем в 2001-м.

По-прежнему основной поставщик живых и сушеных цветов, луковиц, декоративных растений ? Нидерланды. Продукция из этой страны обеспечивает 43% продаж импортного ассортимента. Уверенно чувствует себя на украинском рынке товар из Эквадора, Колумбии, Израиля, Польши, Франции, Турции. Но с ростом конкуренции все больше беспокоит цветочников контрабандный товар, доля которого на украинском рынке не уменьшается и, по данным операторов, составляет около 40% от легального импорта. Не секрет, что подобная продукция дешевле на 20-30%, а значит, и более конкурентоспособна.

В то же время, несмотря на усиливающуюся конкуренцию со стороны импортеров, растут продажи и отечественной продукции. В 2002 году, по данным Госкомстата, ее было продано на $5,18 млн (в оптовых ценах), что почти в 5,3 раза (!) больше, чем в 2001 году. Производители изучили иностранный опыт, внедрили новинки и... изрядно потеснили иностранных конкурентов.

Украинская индустрия цветочно-декоративного бизнеса развивается сегодня одновременно в нескольких направлениях: выращивание цветущих декоративно-лиственных растений, оказание услуг по озеленению зданий, офисов и приусадебных территорий, ландшафтное строительство, создание современных систем орошения и полива.



Цветы

Ситуация на декоративно-цветочном рынке, по мнению операторов, стабилизируется. Выращивать самый ходовой товар ? розы, герберы, гвоздики, хризантемы ? в Украине уже умеют не хуже голландцев. Научились, однако. Если еще в 2001 году доля отечественной продукции составляла, по данным официальной статистики, около 30% импорта, то сегодня борьба за этот сегмент рынка идет на равных ? 50 на 50. По данным статистики, объем этого рынка оценивается не менее чем в $8 млн в оптовых ценах. Хотя операторы считают эту цифру заниженной почти в 2 раза. В прошлом году цветоводы Украины закупили за границей саженцев новых сортов роз почти в два раза больше, чем в 2001-м, что позволит уже в этом году значительно увеличить на рынке долю отечественных цветов для высадки в грунт.

Но говорить о том, что отечественные цветоводы сумеют уменьшить ежегодно возрастающий на 20-25% импорт растений в Украину, пока все же рано. Недостаточный ассортимент отечественной продукции, слабая агротехника, высокая стоимость технологических новинок и неудовлетворенный спрос нашего рынка еще долго не позволят на равных конкурировать с западными производителями. К примеру, только для того чтобы ?закрыть? потребность Украины в саженцах роз, необходимо около 200 га открытого грунта, считают некоторые операторы. Сегодня же, по разным оценкам производителей, площадь под ними составляет всего 25-30 га.

По мнению специалистов, строительство 1 га супертехнологичных теплиц обходится в $1 млн, и позволить себе такое могут только крупные производители. А их единицы.

В последнее время растет количество частных пленочных теплиц по выращиванию летних растений. Только в окрестностях Киева десятки частных фирм арендовали землю или заключили договоры с фермерами на выращивание саженцев декоративных и цветочных растений.

Как утверждают торговцы, в летнее время ощутимую выгоду им приносит именно эта продукция. А импортеры и промышленные цветоводы в это время жалуются на снижение спроса ? мелкие предприниматели сбивают цену, и продать товар становится сложнее. Однако, как утверждают операторы, рассчитывать на массовое появление мелкого тепличного цветоводства в ближайшие 4-5 лет не стоит. Причина тому ? дороговизна тепловой и электрической энергии. К тому же вопрос с частной собственностью на землю пока окончательно не решен. Поэтому строительство капитальных теплиц по-прежнему остается рискованным вложением денег.



Озеленение



По оценкам специалистов, количество фирм, предлагающих услуги по уходу за зелеными насаждениями, растет очень медленно. Несмотря на то что во всем мире данный вид бизнеса является очень прибыльным. Объем украинского рынка ?зеленого? строительства подсчитать практически невозможно, но наиболее смелые операторы оценивали его не менее чем в $2-3 млн, считая, однако, что потенциальные возможности этого рынка неизмеримо большие. Сегодня ?владельцами? этого сегмента декоративно-цветочного бизнеса являются коммунальные предприятия зеленого хозяйства. Частные предприниматели осваивают его еще очень робко.

Отечественные озеленители не скрывают, что отстают пока от своих зарубежных коллег лет так на 10-15. Однако оптимистично настроенные из них отмечают, что озеленение территорий постепенно и в Украине становится престижным занятием. Что же касается технологии и новых направлений в этом бизнесе, то и у нас ?зелень? уже постепенно поднимается вверх ? на балконы, столбы, фонари и беседки, оформление городов все больше соответствует уровню европейского дизайна. Уверенно входят в моду, завоевывая популярность, ампельные (свисающие) и вьющиеся (плющи) растения.



Ландшафтная архитектура



А вот ландшафтные бюро недостатка в заказах не испытают, и в текущем году, по оценкам БИЗНЕСа, объем этого рынка увеличится на 15-20% и составит не менее $30 млн. По мнению специалистов, рынок ландшафтных услуг развивается по принципу ?домино?. Ежегодно только в Киеве появляется 2-3 новые ландшафтные фирмы. Сегодня в столице, по разным оценкам, их около 30, и не менее 20 предприятий, торгующих растениями и одновременно предоставляющих ландшафтные услуги. Годовой оборот специализированной фирмы составляет примерно $60-100 тыс., а торгующей ? $250-400 тыс. (обустройство одного участка площадью 30 соток обходится клиенту в $10-30 тыс.). Очевидная выгода приводит в этот бизнес архитекторов, строителей, биологов, ботаников, агрономов и мелиораторов. Специалистам по ландшафту все больше приходится ?суетиться? в поисках экзотических и дефицитных растений, чтобы удовлетворить растущие запросы клиентов. Отечественное питомниководство не успевает за потребностями клиентов, и около 70% растений все еще завозят из-за рубежа. Поэтому многие питомники вплотную занялись выращиванием ?джентльменского? набора кустарников и деревьев, спрос на которые сегодня особенно высок. О чем косвенно свидетельствует и официальная статистика (импорт лесных и кустарниковых растений в 2002 году сократился на 45% и 7,4% соответственно).



Орошение и полив



По мнению специалистов, теперь практически невозможно обустроить ландшафтный участок без современной системы орошения. Дорогостоящий посадочный материал может просто погибнуть, и вся работа пойдет насмарку. В связи с этим востребованными стали услуги продавцов поливочной техники, опробованной в садоводстве, овощеводстве и орошении ландшафтных парков за рубежом. Сегодня в Украине продавцов поливочного оборудования можно сосчитать по пальцам, а потому их услуги ? в цене. К примеру, оборудование для орошения 0,1 га обойдется в $200-250. Недешево стоит и проект ? $200-250. С увеличением площади участка расходы на полив увеличиваются незначительно, и орошение 1 га некоторые фирмы предлагают за $2-2,5 тыс. в комплексе с проектом, доставкой и установкой оборудования. Обороты таких компаний ? не менее $3 млн в год. Наиболее известными продавцами оборудования для полива стали иностранные фирмы Netafim, Rain-Bird, T-Tap, AiK, Eurodrip. По мнению более ?продвинутых? представителей поливочного бизнеса, очень скоро лидерство в поливе ландшафтных территорий перейдет к подпочвенному орошению. Примеры применения такого оборудования в Украине уже есть. Не хватает рекламы.



Сухоцветы



Исключительный интерес профессионалов вызывает и продвигаемая на украинский рынок технология производства сухих цветов, используемых для дизайна интерьеров помещений. Однако, по мнению некоторых предпринимателей, появление этой продукции на отечественном рынке преждевременно. Отечественные флористы больше доверяют своим разработкам, выдержанным в национальном стиле. Подтверждает это и официальная статистика. Импорт сухих цветов, мхов и лишайников по сравнению с прошлым годом уменьшился на 16%. Иностранные компании пока изучают особенности менталитета, вкусы и цветовые предпочтения украинского потребителя, надеясь уже в этом году организовать оптовые поставки сухих экзотических растений, мхов, декоративных материалов и букетов для ?творческих? покупателей. В этом году значительно увеличится ассортимент упаковочного материала для оформления букетов и цветочных композиций. Впервые появившиеся на украинском рынке и не известные до этого года широкой публике итальянские рулонные материалы (полисилк, поликард), скорее всего, найдут широкое применение у профессиональных дизайнеров и оформителей.






Импорт живых растений и продукто


Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com