Технологии строительства и деревообработки.

Боевая раскраска

Отечественные производители красок и лаков едва успевают за прихотями покупателей, которые вдохновляют их иностранных конкурентов

Малиновский Б. Боевая раскраска // Контракты . . 31 мая 2004 (№ 22) . С. 44-45

Масляные краски отходят в прошлое



С началом сезона для производителей лакокрасочной продукции активизировались процессы перераспределения рынка. Как отмечает коммерческий директор ООО ?Евроколор? (импортер строительных красок Vivacolor концерна Tikkurila) Владимир Шептун, глобальной тенденцией развития является переориентация на более качественную продукцию. По его наблюдениям, индивидуальные покупатели, а также лучшие строительные организации стали основательнее подходить к выбору краски и воспринимать новые технологии. Отсюда ? быстрый рост спроса на экологически чистые вододисперсионные акриловые краски: например, ЗАО ?Лакма? ежегодно увеличивает их производство вдвое, и на сегодня их доля достигла 15-20% в объемах производства предприятия. В то же время рынок красок на алкидной основе, а также масляных красок, как отмечают специалисты, стагнирует. ?Спрос на них не снижается, но и растет очень медленно, поэтому рыночная доля этих красок уменьшается?, ? рассказал менеджер по маркетингу представительства шведского концерна Akzo Nobel в Украине ? одного из ведущих мировых производителей красок ? Владимир Шевченко. Например, масляные краски, несмотря на свою низкую стоимость, оказались невыгодными: поверхность приходится подкрашивать ежегодно.

Сдвиги в потребительских предпочтениях обусловили и перераспределение рынка между ценовыми сегментами. ?Дешевый сегмент (до 50 грн за ведро) растет, но вяло, дорогой же (от 150 грн за ведро), в который входит продукция таких концернов, как Akzo Nobel или Tikkurila, ? растет значительно быстрее, а наибольших темпов набирает средний сегмент ? от 50 до 100-150 грн за ведро?, ? утверждает Шевченко. Потеря рыночной доли наиболее популярными до сих пор дешевыми красками, как единодушно считают специалисты, вызвана их очень низким качеством: такие краски часто не отвечают даже советским стандартам.

?В процессе повышения требований к качеству покупателю трудно сразу перейти от дешевой к высококлассной краске, ? объясняет Шептун. ? Поэтому с дешевой покупатели сначала переходят к лучшей, но ненамного дороже, а уже потом ? к дорогой?. Подобные процессы, по его словам, происходят и на рынке красок промышленного назначения. Производство алкидных красок западные компании уже сворачивают из-за их неэкологичности, нетехнологичности и дороговизны в эксплуатации, вместо этого развивая производство порошковых красок и красок на полиуретановой основе.




Растет импорт отовсюду



Повышение требований покупателей к качеству красок обусловило рост доли импорта. Уже довольно давно благоприятной для себя конъюнктурой украинского рынка пользуются скандинавские, балтийские, немецкие и польские производители. Их присутствие в Украине не ограничивается завозом красок: западные компании начали создавать здесь дочерние предприятия. Первыми ласточками стали предприятия ?Снежка-Украина? и ?Jobi-Украина?. За короткое время они заняли значительную часть среднего ценового сегмента.

Западные компании применяют и другую стратегию проникновения на украинский рынок ? производственный аутсорсинг. В частности, весной этого года завод ?Химпрогрес?, принадлежащий группе компаний ?Химрезерв?, начал производить краски по заказу концерна Akzo Nobel под торговой маркой ?Маляр?, которая также принадлежит шведам и разработана специально для украинского рынка.

С прошлого года наступление на украинский лакокрасочный рынок началось и с Востока. Ростовский завод ?Эмпилс?, с недавних пор ? крупнейший российский производитель лакокрасочных материалов, принадлежащий промышленному союзу ?Новое содружество?, заинтересовался соседним рынком потому, что объемы закупки краски на душу населения и темпы роста рынка, по оценкам его представителей, здесь выше, чем в России.

?Эмпилс? надеялся продать 10 тыс. т красок. Сейчас директор по связям с общественностью ЗАО ?Эмпилс? Геннадий Гордеев признает, что эта задача была слишком смелой. Поэтому в этом году руководители ?Эмпилса? планируют продать в Украине 5,5 тыс. т лаков и красок. А до 2008 года они все-таки рассчитывают занять ведущие позиции на рынке, продавая в Украине ежегодно 30 тыс. т красок. Компания уже сделала несколько серьезных шагов в этом направлении. В апреле ?Эмпилс? открыл украинское представительство в Днепропетровске, где с 1 мая функционирует склад.



Отечественная индустрия не всегда успевает за конъюнктурой

Однако отечественные фирмы, несмотря на общий интенсивный подъем экономики, до недавнего времени сокращали производство. По итогам 2003 года, производство лаков и красок составляло 154 тыс. т против 167,2 тыс. т в 2002 году. В частности, снизили объемы производства четыре крупных завода. Впрочем, они обещают преодолеть негативные тенденции уже в этом году.

В то же время ?Лакма? за прошлый год увеличила объемы продаж на 60%, ?Химрезерв? ? на 40%. Увеличивают производство и немало новых небольших предприятий. Как отмечают специалисты компании ?Химрезерв?, хотя продукция таких производителей нередко не отвечает даже ГОСТам, они более мобильны и быстрее приспосабливаются к запросам клиентов.

Соответственно и спад на некоторых больших заводах связывают с тем, что они сохраняют ориентацию на трудоемкие краски на органических растворителях (алкидные, масляные).

Впрочем, как считают операторы рынка, конъюнктура для больших предприятий становится более благоприятной. Лакокрасочная отрасль, наконец, почувствовала на себе подъем в промышленности: спрос на краски промышленного назначения (для окрашивания машин, станков, сельхозтехники, судов) растет не меньшими темпами, чем на строительные краски. А это рынок сбыта, в первую очередь, для традиционной продукции больших предприятий, в частности, для алкидных красок.



Персонажи



Игорь БОЛДЫЕВ, коммерческий директор компании ?Химрезерв?:

? Рынок лакокрасочной продукции нынче активно растет. По нашим оценкам, он составляет 230 тыс. т, т.е. потребление на душу населения не достигает и 5 кг в год, тогда как в Германии, например, оно составляет 35-40 кг. Сейчас конъюнктура отечественного рынка благоприятна, ведь как только у людей появляются деньги, они начинают приводить в порядок свои основные средства (жилье, офисы, производство). В связи с этим аналитики международных компаний считают, что объемы приобретения красок на душу населения в Украине в ближайшие пять лет вырастут в 2-3 раза. Хотя нынешний год не будет успешнее предыдущего, учитывая политические факторы. Серьезную конкуренцию составляет Россия. Отечественный рынок перед ней уже сейчас открыт, так что со вступлением в ЕЭП для отрасли, я думаю, ничто не изменится ? здесь уже и так работают все, кто очень этого хочет.



Александр НОВИКОВ, генеральный директор ЗАО ?Лакма?:

? Современная конъюнктура рынка предопределяет большой платежеспособный спрос на строительные краски ? их доля (в тоннаже), по различным оценкам, достигла 60-70%. Соответственно ?Лакма? активно развивает производство декоративных красок, в частности вододисперсионных. Также завод сосредоточивается на производстве специальных лаков и красок и материалов промышленного назначения. Всего в прошлом году производство увеличилось на 60%, а в этом году мы надеемся на 40-процентный рост.



Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com