Технологии строительства и деревообработки.

Сушняк напал

Рынок сухих строительных смесей

Шаренко С. Сушняк напал // Бизнес . . 15 сентября 2003 (№ 37) . С. 156-160

Паспорт отрасли (по оценкам крупных фигурантов рынка)

? Количество производителей сухих строительных смесей (ССС) в 2003 г. ? более 150;


в 2002 г. ? около 130; в 2001 г. ? около 100.




? Производство всех видов ССС в 2003 г. (прогноз) ? около 260 тыс.т (в том числе цементных смесей ? 245 тыс.т, гипсовых ? до 15 тыс.т); в 2002 г. ? около 220 тыс.т; в 2001 г. ? около 190 тыс.т.

? Экспорт ССС в 2003 г. (прогноз) ? около 3 тыс.т; в 2002 г. ? около 2 тыс.т; в 2001 г. ? 0 тыс.т.

? Импорт ССС в 2003 г. (прогноз) ? более 190 тыс.т




(в том числе гипсовых смесей ? 145 тыс.т, цементных ? до 50 тыс.т); в 2002 г. ? около 180 тыс.т; в 2001 г. ? около 160 тыс.т.


? Объем рынка ССС в 2003 г. (прогноз) ? около 450 тыс.т.; в 2002 г. ? около 390 тыс.т;


в 2001 г. ? около 340 тыс.т.




? Средняя рентабельность производства в 2003 г. ? 15-35%.



Человеческим языком



? Сухие строительные смеси ? сложные строительные растворы (штукатурки, шпаклевки, ?стяжки?, клеи и т.п.), которые производят, хранят и перевозят в сухом виде, а водой разбавляют перед применением. В состав сухих смесей входят разнообразные добавки, улучшающие свойства ССС.

? Полимерные вяжущие ? органические вещества, упрочняющие стройматериал, полученный по отвердении сухой смеси.

? Минеральные вяжущие ? традиционные неорганические компоненты (наиболее распространены ? цемент, гипс).

? Наполнители ? вещества, составляющие основной объем смеси (песок, известь, зола).

? Модификаторы ? ингредиенты, ?управляющие? производственными/потребительскими свойствами продукта. Это пластификаторы, водоотталкиватели, красители, регуляторы скорости схватывания и пр.



Ситуация



Индустрия ССС ? отрасль молодая и бурная. Ежегодно появляются десятки новых производств. Правда, это в основном полукустарные заводики на базе бетономешалки, производящие крайне сомнительный по качеству дешевый продукт. Таких предприятий ? до 80% общего количества ?смесителей?. Инвестиций в развитие они не делают и уходят с рынка так же легко, как и возникают. Эта группа производит максимум 10% украинских смесей в натуральном исчислении и 6% ? в денежном.

Ни одного нового крупного игрока за последний год на рынке не появилось. Четверка лидеров (компаний, чьих производственных мощностей хватает, чтобы выпускать более 50 тыс.т смесей в год), равно как и ?группа преследования? остались прежними (см. БИЗНЕС №38 от 16.09.02 г., стр.29-36).

Крупные производства загружены в среднем на 30-35%. Надо сказать, рынок стройсмесей не может опережать развитие строительства, ведь процесс замещения традиционных стройрастворов сухими смесями проистекает пока не так интенсивно, как хотелось бы ?смесителям?.



Рынок и производители



Официальных статистических данных о производстве сухих стройсмесей никогда не было, равно как и информации об объемах импорта и экспорта этих материалов: сухие смеси ?проходят? в отчетности как цемент, гипс, известь, а то и песок. По мнению специалистов ООО ?Хенкель-Баутехник (Украина)?, в 2003 г. страна потребит около 300 тыс.т смесей на основе цемента. Самый емкий сегмент этого субрынка ? клей для плитки: по оценкам упомянутого ООО, его размеры ? около 200 тыс.т в год (67%). Впрочем, единого мнения на сей счет нет: специалисты ОАО ?Павлограджилстрой? считают, что страна использует в год немногим более 80 тыс.т плиточного клея. Но большинство операторов рынка в своих оценках более оптимистичны и с большей или меньшей степенью точности вторят ?хенкелевским? данным. Потребление всех плиточных составов ежегодно растет на 15%.

Составы для устройства полов, согласно утверждениям большинства фигурантов, занимают максимум 15% рынка цементных смесей. Дополнительно можно выделить специальные продукты для устройства полов на промышленных объектах, их доля пока не превышает 3% потребляемых в стране цементных смесей, но, по некоторым прогнозам, спрос на них за 3-4 года может вырасти в 10 раз. В среднем, спрос на ?половые? ССС ежегодно растет на 15-17%.


Перспективная альтернатива традиционной ?общестройматериальной? дистрибуторской сети ? продажи через специализированные магазины.


Следует упомянуть также фасадные материалы (прежде всего, для устройства внешних теплоизоляционных систем: клеи, а также выравнивающие и грунтующие составы), их доля на субрынке цементных ССС ? около 5%. В Украине их применяют пока недостаточно активно, в то время как в странах Балтии да и в России потребление фасадных смесей за последние полтора года выросло в разы.

Особняком среди цементосодержащих ?препаратов? стоят внутренние и внешние декоративные штукатурки. Это ? модный, интенсивно внедряемый продукт. Сегодня он занимает около 3% рынка цементных ССС. Сегмент полимерцементных гидроизолирующих материалов ? около 1%.

Прочие составы, в том числе специальные, ? около 6% субрынка цементных смесей. Помимо ?цементного? есть еще один большой потребительский ?остров? ? гипсовые ССС, коих в нынешнем году Украина использует не менее 150-160 тыс.т. В основном это штукатурки и шпаклевки для внутренних работ. Более 90% этого субрынка наполняют импортеры.



Конкуренция



Конкуренция на рынке ССС за последние 2 года обострилась сверх меры. Цены на большинство украинских смесей за это время почти не менялись (хотя импортные сырьевые компоненты подорожали как минимум на 20%). В 2003 г. рентабельность производства ССС существенно снизилась. Это связано и с ростом курса евро, и с ужесточением ценовой конкуренции, и с инвестициями в развитие и повышение качества продукта. Представитель ООО ?Харьковский завод сухих строительных смесей? утверждает, что ?доля ?еврозависимого? сырья в себестоимости смесей превышает 70%, а цены-то на стройсмеси остались прежними. Модернизация на ведущих производствах ? процесс постоянный, за 4-5 лет оборудование на многих заводах поизносилось и требует как минимум капитального ремонта. Нужны дополнительные средства, а у большинства компаний их сегодня нет?.



Сбыт

Почти все крупные киевские компании активно продвигают свою продукцию на периферии. ?Выход из Киева в регионы носит довольно агрессивный характер?, ? заметил руководитель одного из таких предприятий-?агрессоров?.

Впрочем, во многих регионах (прежде всего на западе и юго-востоке страны) позиции местных ?смесителей? очень крепки. Крупнейшие региональные компании прибегают к ?ответным мерам?, осваивая киевский рынок.

Абсолютное большинство производителей реализует ССС через крупных дистрибуторов, ?оснащенных? оптовыми складами стройматериалов. Напрямую со строительными магазинами заводы сотрудничают не всегда охотно.



Импорт-экспорт



Отсутствие строки ?сухие стройсмеси? в системе УКТ ВЭД не только мешает отраслевым специалистам оценивать рынок и планировать свою деятельность. Такая ?неназванность? позволяет импортерам откровенно демпинговать, декларируя полимерсодержащие смеси, например, как гипс, занижая таможенную стоимость.

До 90% внутреннего рынка гипсовых смесей заполняет импорт. Безусловный лидер на рынке гипсовых составов в Украине (около половины всех продаж) ? международный концерн Knauf. Он представлен в Украине несколькими торговыми марками, а непосредственными производителями выступают заводы концерна в Турции, России и других странах. Кстати, в недалеком будущем объемы импорта ССС могут существенно сократиться, поскольку Knauf планирует выпускать смеси и в Украине.

А пока в страну ввозят в основном дешевые гипсовые смеси. Как утверждают украинские ?смесители?, цена на импортные гипсовые ССС (около $100 за 1 т) ниже себестоимости производства их аналогов на отечественных предприятиях.

С цементными составами ситуация прямо противоположная. На ?цементном? субрынке, во-первых, доминируют украинские заводы (их доля ? более 85%), во-вторых, импортируются в основном дорогие группы ССС. Для примера приведем ценовые категории самых ходовых позиций ? клеев для плитки (розница, данные ОАО ?Павлограджилстрой?):

? ?народный? класс (до $0,17 за 1 кг):




объем рынка ? 30 тыс.т, доля импорта ? 10%;




? ?средний? класс ($0,17-0,45 за 1 кг):




объем рынка ? 50 тыс.т, доля импорта ? 20%;




? ?субпремиум? ($0,45-0,85 за 1 кг):




объем рынка ? 4 тыс.т, доля импорта ? 80%;




? ?премиум? (более $0,85 за 1 кг):




объем рынка ? 1 тыс.т, доля импорта ? 99%.





Прогноз



Большинство производителей ССС утверждают, что объемы потребления строительных смесей в стране будут ежегодно прирастать на 20%. Появятся (уже проектируются и строятся) новые производства, в том числе с зарубежными инвестициями. Товарный спектр будет постепенно смещаться в сторону высокомодифицированных, многокомпонентных продуктов, прежде всего наливных полов (в том числе промышленных), составов для систем внешней теплоизоляции, а также ремонтных смесей. Перспективная альтернатива традиционной ?общестройматериальной? дистрибуторской сети ? продажи через специализированные магазины.



Говорит рецензент



Петр Айзман (48), директор ООО ?Унипром? (г.Киев; поставки полимерных компонентов для производства сухих строительных смесей и прочих стройматериалов; с 1993 г.; 10 чел.):

? БИЗНЕС ? не специальное отраслевое издание, но информационная ценность данного обзора несомненна. Статья ?касается? главных критических точек отрасли. Позиция автора вполне правильна: строительству не обойтись без постепенного перевода технологий на сухие смеси. Некоторые количественные оценки автора расходятся с моими. К примеру, ежегодный (в том числе и ожидаемый) рост производства в отрасли, на мой взгляд, составляет и составит не 20%, а 25-30%; количество производителей ? не 150 или более, а 120. Но тенденции обрисованы отчетливо и адекватно. Думаю, строителям и продавцам стройматериалов будет интересно прочитать этот текст.



Говорит производитель



Сергей Ершов (39), генеральный директор ООО ?Фомальгаут? (г.Киев; производство сухих строительных смесей, фасовка цемента, продажа стройматериалов; с 1994 г.; около 500 чел.):

? В Украине около 150 производителей смесей и ни одного производителя сырья, который бы давал безукоризненный продукт. Ситуация с сырьем, несомненно, сильно тормозит развитие отрасли. Сегодня основные наши инвестиции направлены в линии по переработке сырья. Наша нынешняя задача ? обеспечение максимальной сырьевой независимости, подразумевающей возможность перерабатывать любое неподготовленное карьерное сырье. Также не способствует развитию отрасли неготовность многих стройтрестов применять сухие смеси, использовать их преимущества. Работа с мокрыми штукатурными составами в 10 раз менее производительна, чем смешение и нанесение сухих смесей штукатурной станцией.



Юрий Галаган (35), заместитель директора ООО ?Полирем? по инновациям (г. Киев; производство сухих смесей и строительных вододисперсионных материалов; с 1996 г.; 100 чел.):

? Ситуацию с массовым импортом гипсовых шпаклевок и штукатурок трудно признать нормальной. В стране есть вполне ?взрослые? заводы сухих смесей, а на рынке гипсовых составов ? 90% (если не больше) импорта. Причем по демпинговым ценам ? в 1,5-2 раза дешевле здешних шпаклевок. Этот бизнес для импортеров вряд ли прибылен, его цель иная ? ?утопить? украинских производителей и монополизировать рынок окончательно. Бороться с этим явлением крайне трудно. Какой смысл Ассоциации производителей смесей лоббировать изменения в таможенных тарифах, если сухие смеси можно ввозить как гипс и как почти любое минеральное сырье? А главное, при таких ценах на импорт вряд ли ввоз происходит ?по-белому?, с уплатой пошлин и налогов.

Поэтому рычагов влияния на рынок у производителей попросту нет. Ситуация пока меняется крайне медленно и эти изменения от наших усилий не зависят...



Говорит маркетолог



Владимир Гриценко (31), заместитель председателя правления ОАО ?Павлограджилстрой? по маркетингу (Днепропетровская обл.; производство и реализация сухих строительных смесей, железобетонных, столярных изделий; с 1996 г.; 400 чел.):

? Почти полное отсутствие высокотехнологичных продуктов в палитре украинских строительных компаний ? явление временное. Проблема не в производстве и даже не в объеме рекламы, а в активной системе дистрибуции и в наличии службы технической поддержки сбыта. Не секрет, что потребитель уже достаточно грамотен, чтобы требовать сертификации дорогих продуктов и целых систем (скажем, системы утепления) по европейскому образцу. Это очень серьезный пакет документов, но ведь надо еще проследить, чтобы этих документов и соответствующих технологий придерживались строители.



Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com